SOS! Многодетные матери России просят о помощи > --- > Рекомендации ОПРФ о чрезвычайной жилищной ситуации в России

Рекомендации ОПРФ о чрезвычайной жилищной ситуации в России


Октябрь 2012.
Жилищный спасательный круг ОПРФ, ОП РФ, Общественная палата Российской ФедерацииОбщественная палата Российской Федерации: «Жилищный спасательный круг»
Резюме при публикации (20.10.2012):

Данные рекомендации Общественной палаты РФ представлены высшему руководству Российской Федерации. Они касаются, возможно, самой острой - жилищной -  проблемы современной России: «чрезвычайные жилищные ситуации, в которых находятся множество семей в Российской Федерации,  сопоставимы с положением ставших бездомными жертв стихийного бедствия», «особую озабоченность вызывает критическая жилищная ситуация многих тысяч многодетных семей», «в особо трудной, неразрешимой в существующем правовом поле ситуации оказываются дети и семьи с детьми, не имеющие постоянной регистрации по месту жительства». Исходя из того, что «дети не могут ждать,  что крыша над головой детям нужна сейчас», Общественная палата РФ рекомендует два способа оперативного реагирования на чрезвычайную ситуацию, которые позволят Правительству РФ и руководству субъектов РФ немедленно приступить к реализации Поручения Президента РФ о создании доступного арендного фонда жилья (Указ от 7 мая 2012 г. № 600):

1. Программа «Жилищный спасательный круг» госаренды жилых помещений в частном секторе с последующей субсидируемой субарендой остро нуждающимся (для семей без регистрации либо не имеющих установленного в субъекте РФ «ценза оседлости» данные субсидии должны быть расходным обязательством бюджета Российской Федерации). Этот подход позволит при тех же затратах обеспечить жильем в 20 раз больше семей, чем при субсидировании приобретения жилья в собственность.

2. Программа «Государственный заказ на малоэтажное строительство». Современные индустриальные технологии позволяют за 3-4 недели «собирать» из блоков многоквартирный дом. Три условия, необходимые для широкого разворачивания в регионах такого социально значимого строительства, уже имеются: (1) есть множество находящихся в частной собственности участков со всей инфраструктурой; (2) в последние годы в России создана индустрия строительства быстровозводимых зданий; (3) на целевые жилищные социальные программы выделяются немалые бюджетные средства. Дело за малым: сформировать соответствующий государственный заказ по формуле «вначале стулья - потом деньги»: инвестор, застройщик строит на 100% за свой счет под госгарантии оплаты после сдачи жилья «под ключ». Такая схема финансирования позволит в разы увеличить эффективность использования бюджетных средств.

Также Общественная палата РФ рекомендует Государственной Думе внести в ГК РФ изменения, запрещающие выселение детей «в никуда» при сделках с жильем.

При публикации данных Рекомендаций приложена Справка о конкретных семьях в тупиковой жилищной ситуации, распространенная среди участников Слушаний в Общественной палате РФ 12 сентября с.г.

Б.Л. Альтшулер,
Председатель Правления РОО «Право ребенка»,
Член Общественной палаты РФ, заместитель Председателя Комиссии
по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан.
 
Рекомендации
Общественной палаты Российской Федерации
 
по итогам  общественных слушаний на тему «Программа «Жилищный спасательный круг» - первый шаг к исполнению Указа Президента России  от 07.05.2012 г. № 600  о создании некоммерческого жилищного фонда и Указа  от 01.06.2012 г. № 761 о Национальной стратегии действий в интересах детей, включающей приоритет «обеспечение гарантированным социальным жильем»

12 сентября  2012 г.                                                    г. Москва

12 сентября 2012 года в  Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания, посвященные поиску новых подходов, позволяющих в оперативном порядке приступить к исполнению Поручения, обозначенного в Указе Президента Российской Федерации   от 7 мая 2012 г. № 600: «Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации… до января 2013 г. обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода». Данное Поручение отражает принципиальное изменение жилищной стратегии Российской Федерации, дающее надежду на решение острых жилищных проблем миллионов семей, также оно согласуется с требованием обеспечения детей «гарантированным социальным жильем» Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации  от 1 июня 2012 г. № 761.

Актуальность указанных Поручений Президента Российской Федерации продиктована социально неприемлемой жилищной ситуацией, в которой находятся многие дети и семьи с детьми, а также демографической ситуацией, угрожающей самому существованию России: «Сегодня население России 143 млн. человек. По оценкам экспертов при инерционном сценарии – т.е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер – к 2050 году оно составит порядка 107 млн. человек» (В.В. Путин, «Строительство справедливости. Социальная политика для России», февраль 2012 г.).

По мнению участников слушаний, предотвратить эту угрозу может только многодетность (три и более детей в семье), и в этой связи особую озабоченность вызывает критическая жилищная ситуация многих тысяч многодетных семей, доходы которых не позволяют им воспользоваться ипотечным кредитованием либо построить дом на выделяемом земельном участке («Риск бедности в семьях с двумя детьми составляет около 50 процентов, а с тремя и более - до 80 процентов. Такая ситуация недопустима. Мы должны ее переломить…», - Д.А. Медведев, выступление на заседании Государственного совета 24.04.2012г.).

В особо трудной, неразрешимой в существующем правовом поле ситуации оказываются дети и семьи с детьми, не имеющие постоянной регистрации по месту жительства («юридические бомжи») и тем самым «выпадающие» из региональных программ улучшения жилищных условий, а также испытывающие по той же причине правовую и социальную дискриминацию. Проблема эта имеет системный характер (по данным Центральной избирательной комиссии в России около 1 миллиона граждан не имеют постоянной регистрации по месту жительства) и требует системных решений с учетом обязательств Российской Федерации по реализации конституционного права на жилище.

Данная проблема обострилась в связи с принятием в 2005 г. Гражданского Кодекса Российской Федерации, допускающего законное выселение детей «в никуда» при совершении сделок с жилыми помещениями, по причине залоговых обязательств и т.п.

Также лавинообразно нарастает проблема переселения из аварийного жилья в результате развернувшейся кампании реструктуризации долгов по ЖКХ, а в отдельных случаях и при сносе незаконно возведенных зданий.

По мнению участников слушаний, важнейшим методом решения указанных проблем является введение в действующее законодательство понятия субсидируемого арендного жилья взамен устаревшего и не имеющего аналогов в мире понятия социального найма, создание фондов арендного жилья.

Поскольку чрезвычайные жилищные ситуации, в которых находятся множество семей в Российской Федерации,  сопоставимы с положением ставших бездомными жертв стихийного бедствия, решение этих проблем требует немедленных решений, в связи с чем участники слушаний считают необходимым создать условия для долгосрочного найма помещений у частных владельцев при субсидировании затрат по найму со стороны государства и для масштабного  использования в России опыта Китая, Германии и других стран по индустриальному изготовлению быстровозводимых сборных малоэтажных многоквартирных домов, созданию быстроразвёртываемых мобильных заводов железобетонных изделий по изготовлению домокомплектов и т.п., что существенно опережает сложившиеся представления о соотношении качества и цены и позволит кардинально снизить себестоимость строительства.

Возможность варьирования размера и сроков государственных субсидий аренды жилья для различных категорий населения позволит органам социальной защиты населения субъекта Российской Федерации реализовать индивидуальный подход при предоставлении данной льготы, что в свою очередь позволит избежать массового притока в крупные города иногородних, желающих этой льготой воспользоваться. Малозатратность субсидирования аренды жилых помещений в частном секторе в сравнении с субсидированием покупки жилья позволит оказывать помощь в массовом масштабе (на бюджетные средства, необходимые для покупки квартир пяти тысячам льготников г. Москвы, можно оплатить годовую аренду жилья для ста тысяч семей). При этом, обязательным условием создания цивилизованного рынка арендного частного жилья должно стать совершенствование законодательства, направленного на создание стимулов к сдаче жилья (введение повышенного налога на избыточную недвижимость, ставок коммунальных платежей  для жилья, в котором не проживает владелец и т.п.), защиту прав квартиросъемщиков (гарантии от выселения, повышения арендной платы и т.п.).

Основными условиями реализации программ строительства быстровозводимых домов являются, по мнению участников слушаний, формирование государственного заказа на такое строительство уполномоченными государственными исполнителями, а также освобождение застройщика от «бюрократических издержек». Целесообразно рассмотреть возможность формирования данного государственного заказа в рамках региональных и муниципальных программ на период от 3 до 5 лет.

Поскольку строительство доступного арендного жилья - долгосрочный проект, предполагающий возврат инвестиций на протяжении нескольких десятилетий, он не может быть реализован без финансовой и организационной помощи государства. Участники слушаний  высоко оценивают программные разработки Министерства регионального развития Российской Федерации в части регламентации государственно-частного партнерства в данной сфере, согласно которым органы власти различных уровней возьмут на себя выделение земельных участков для жилых комплексов, строительство коммунальной и социальной инфраструктуры, оформление исходно-разрешительной документации, предоставление налоговых льгот инвесторам.

В то же время, участники слушаний считают принципиально важным отметить, что к строительству социально значимого быстровозводимого и относительно дешевого жилья можно приступить безотлагательно, поскольку:

 - в Российской Федерации уже сейчас сформированы значительное количество земельных участков, находящихся в частной собственности, которые обеспечены необходимой для строительства инженерной инфраструктурой либо могут быть ею обеспечены в кратчайшие сроки и которые находятся в населенных пунктах уже имеющих необходимую социальную и транспортную инфраструктуру;

- в Российской Федерации в последние годы создана индустрия быстровозводимого малоэтажного домостроения;

- немалые бюджетные средства для реализации различных жилищных программ выделяются, проблема в том, что условия по их использованию не были сформированы соответствующими государственными исполнителями, в то время как люди продолжают жить в невыносимых жилищных условиях.

Предлагаемая участниками слушаний схема государственного заказа на строительство для государственных нужд - арендного жилья, детских садов и т.п. - позволит существенно повысить эффективность использования выделяемых на эти цели бюджетных средств. В основе данной схемы - опережающее финансирование данных региональных программ путем привлечения средств частных инвесторов под государственные гарантии компенсации затрат по окончании строительства, которое на 100% осуществляется за счёт частных инвестиционных ресурсов, а оплата осуществляется по регламентируемой стоимости после сдачи жилья в эксплуатацию.

Такой государственный заказ может обеспечить начало реализации указанных проектов уже в текущем году за счет не использованных в 2012 году средств целевых государственных программ жилищного строительства, которые в соответствии с гарантийными договорами будут выплачены инвесторам в качестве компенсации по окончании строительства в первые месяцы 2013 года.

При этом компенсация затрат частных инвесторов по опережающему финансированию региональных программ малоэтажного строительства для государственных нужд может осуществляться не только за счёт бюджетных средств, но и за счёт учёта дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, формируемых в процессе реализации региональных программ. Поскольку уровень налоговых отчислений в строительстве составляет в среднем до 40% от объёма реализации, использование представленного механизма учёта дополнительных налоговых поступлений могло бы создать условия, обеспечивающие дополнительное строительство объектов социального назначения в объёме до 40% от общего объёма строительства в рамках формируемых государственных программ, что может принципиально улучшить ситуацию в данной сфере уже в ближайшее время.

По мнению участников слушаний, создание специализированных агентств по формированию фонда доступного арендного жилья - как путем государственной аренды в частном секторе, так и в результате реализации государственных программ быстровозводимого малоэтажного строительства на федеральном и региональном уровнях, станет эффективным инструментом развития, позволяющим аккумулировать финансовые средства (в том числе средства бюджетов всех уровней, средства страховых и пенсионных фондов, иных частных инвесторов), осуществлять организационную и методическую помощь в их реализации.

По итогам обсуждения участники слушаний пришли к выводу, что обсуждаемая тема имеет чрезвычайный характер, требующий оказания срочных мер помощи, что дети не могут ждать,  что крыша над головой детям нужна сейчас, и, исходя из вышесказанного, рекомендуют:

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

Рассмотреть вопрос дополнения разработанных во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 инновационных предложений Министерства регионального развития России о формировании рынка доступного арендного жилья следующими мерами:

1. Разработать Программу организации государственной аренды жилых помещений в частном секторе с целью социально значимой субсидируемой субаренды остро нуждающимся гражданам (семьям) льготных категорий.

Для практической реализации Программы участники слушаний считают необходимым:

1.1. Рассмотреть вопрос учреждения федерального и региональных операторов Программы; учесть опыт работы ГУП «Центр арендного жилья» г. Москвы.

1.2. Рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего внесение дополнений в Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации, устанавливающие возможность государственной аренды жилых помещений у частных лиц и субаренды этих помещений частными лицами.

1.3. Разработать и утвердить нормативно-правовую базу Программы:

- типовой договор аренды между арендатором (региональный оператор программы, указанный в п. 1.1) и арендодателем (физическое лицо либо компания – застройщик); данный договор должен быть документом государственного образца; условия договора должны быть защищены, возможно страховаться; арендодатель должен быть уверен, что причитающиеся ему согласно договору средства за аренду помещения будут ежемесячно поступать на его счет в банке в течение всего срока договора аренды, а также должен быть уверен в сохранности помещения; стоимость долгосрочной аренды должна индексироваться в соответствии с инфляцией;

- типовой договор субаренды, заключаемый между региональным оператором и гражданином (семьей), предусматривающий также и долю оплаты субаренды, субсидируемую бюджетом субъекта РФ либо бюджетом Российской Федерации;

- критерии и правила предоставления субсидий органами социальной защиты населения, включая порядок предоставления муниципальными органами власти бюджетных субсидий нанимателям в зависимости от доходов нуждающихся в жилье и других факторов (наличие детей, заболеваний и т.п.) и порядок и условия трансфертов федерального и/или регионального бюджетов местным бюджетам для исполнения функций по обеспечению нуждающихся граждан жилыми помещениями в субсидируемых арендных жилищных фондах.

1.4. Отдельной строкой бюджета Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предусмотреть субсидирование аренды жилья гражданами (семьями) льготных категорий, не имеющими постоянной регистрации по месту жительства либо «ценза оседлости» в регионе их пребывания; данные бюджетные расходы согласуются с приоритетом обеспечения детей «гарантированным социальным жильем» Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, который также предписывает «Правительству Российской Федерации… предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

2. Разработать Программу, которая предусматривала бы формирование организационных механизмов, обеспечивающих финансирование государственных программ в области жилищного строительства в субъектах Российской Федерации за счёт частных инвестиционных ресурсов с последующей компенсацией произведённых затрат за счёт предусмотренных для этих целей средств бюджетов, а также дополнительных налоговых поступлений, формируемых в рамках реализации Программы.

Для практической реализации Программы, по мнению участников слушаний,  необходимо:

2.1. Разработать региональные программы малоэтажного строительства для государственных нужд на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включающие:

-  определение перечня граждан, состоящих в очереди на обеспечение жильём по каждой из государственных программ, сформированных в данном субъекте РФ;

- определение перечня земельных участков под строительство (включая земельные участки, находящиеся в частной, государственной и муниципальной собственности) с указанием степени их готовности и графика их использования в рамках формируемых региональных программ;

- определение графика реализации региональной программы с привязкой к объёму бюджетного финансирования по данной территории;

- определение перечня участников, а также Координатора региональной программы. Во исполнение Поручений Указа Президента РФ  от 7 мая 2012 г. № 600  рекомендовать субъектам Российской Федерации рассмотреть возможность создания на своей территории специализированной некоммерческой организации, выполняющей функцию Координатора и обеспечивающей формирование и последующую реализацию Программы на территории субъекта Российской Федерации.

2.2. Определить федерального Координатора Программы.

2.3. Сформировать Рабочую группу, в задачи которой входит разработка деталей Программы, анализ возможности использования предлагаемых механизмов в рамках действующих государственных и региональных программ, в том числе определение порядка компенсации затрат инвесторов, а также учёта дополнительных налоговых поступлений, формируемых в рамках региональных программ, выработка соответствующих рекомендаций Правительству Российской Федерации. В состав Рабочей группы, наряду с представителями профильных министерств и ведомств, региональных администраций, включить представителей Общественной палаты РФ, Ассоциации строителей России, Ассоциации российских банков, других профильных профессиональных общественных объединений.

2.4. В текущем финансовом году при участии заинтересованных субъектов РФ рассмотреть возможность практического использования предлагаемых организационных и финансовых механизмов для реализации ряда государственных программ, обеспеченных бюджетными средствами и имеющих большую общественную важность, например, программ обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, многодетных семей и других.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

Рассмотреть возможность внесения в статью 298.3 («Права членов семьи собственника жилого помещения») проекта нового Гражданского кодекса Российской Федерации (проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации») изменений, исключающих возможность при совершении сделок с жильем, в порядке реализации залога и т.п. выселения несовершеннолетнего без предоставления социально допустимых вариантов альтернативного гарантированного социального жилья, обеспечение которым является важнейшим приоритетом «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ

Справка о многодетных семьях в чрезвычайной жилищной ситуации
(некоторые из поступивших в ОПРФ обращений, включая многодетные семьи из «Патриаршего списка», который 6 декабря 2011 г. Патриарх Кирилл передал Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, добавив: «Многие из этих писем нельзя читать без слёз»; за прошедшие 9 месяцев в положении этих семей улучшений не произошло)

Москва, семьи: Астапенко-Чернявской (8 детей, отец коренной москвич, жена и дети – без регистрации, 20 лет в Москве на съемных квартирах, угроза выселения за неуплату); Мерекиной Л.А. (5 несов. детей, 2 внука) и ее дочери Котруца Ю. (1 ребенок) – 15 лет в Москве, в 2008 г. суд при поддержке опеки лишил мать и детей регистрации в принадлежащей семье доле московской квартиры, тоже «юридические бомжи»; Шмельковой Т.В. (3 детей, одни ребенок-инвалид), беженцы из Азербайджана, без регистрации со всеми дискриминационными последствиями; Самудиновых (4 несов. детей, мать-инвалид) – 17 лет в Москве на съемных квартирах, без регистрации; Антонян (4 детей, 1 ребенок-инвалид) – с момента приезда в Москву в 2001 г. и по сегодняшний день Светлана Антонян работает в школе № 1970, служебного жилья нет, снимают, регистрации нет; три семьи Плахотной Е.А. и двух ее дочерей (у которых 4 несоверш. детей) – все актрисы Театра «Ромэн», в Москве с 1996 г. на «съемных койках» в арендуемом театром общежитии, без жилищных перспектив; семья Сосновых (3 детей) - 16 лет в Москве на съемных квартирах.

Из тысяч «законных» московских многодетных семей, имеющих регистрацию и остро нуждающихся в улучшении жилищных условий, назовем семью Королевой В.С., случай которой демонстрирует один из искусственных механизмов ограничения московской очереди «на улучшение»; 6 человек (мать, отец и 4 детей 5, 5, 3 и 1 года) живут в комнате 18 кв.м. в квартире, остальные 4 комнаты которой занимают родители (в разводе), братья и сестры Королевой со своими детьми. Семью на очередь не ставят, потому что не выделен лицевой счет, а счет не выделяют из-за негласного указания московских властей «не плодить коммуналок». Также назовем семью Мальдон (4 детей) – снимают, 10 лет отказывали в постановке на очередь, сейчас отказ в субсидии.

По различным оценкам, помимо 113 тысяч семей, находящихся на жилищном учете, в Москве еще больше семей, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий, которых под разными предлогами на очередь не ставят.

Московская область: одинокая многодетная мать Горбунова Е.М. (5 несов. детей) – 20 лет без регистрации в результате продажи отчимом квартиры после смерти матери, в 2012 г. добрый человек зарегистрировал всех на своей жилплощади в Балашихе, снимают, «ценза оседлости» нет, т.е. на очередь поставить не могут, да и очередь – «вечная»; одинокая многодетная мать Петрова (Степанова) А.В. (3 несов. детей) – как и все перечисленные семьи – заботливая социально благополучная мама, выпускница детского дома, за которой закреплена (вместе с братом) в г. Солнечногорске непригодная для проживания комната 14 кв. м. Живут «временно» (несколько лет) у знакомых, на очереди стоит, но без каких-либо перспектив.

Санкт-Петербург: семья Довгань (7 несов. детей) – в СПб с 2004 г., имеют «карточки бомжа», на съемной жилплощади без каких-либо перспектив; Мартынова С.А. (5 несов. детей) – утратила жилье и регистрацию в результате мошенничества, 3 года – в безвыходной ситуации, которая счастливо разрешилась 24 августа с.г., когда Светлана Мартынова с детьми  вылетела в Бразилию – к мужу, отцу ее младшего ребенка, в 2011 г. в суде Санкт-Петербурга усыновившего других ее детей (по прибытии в Бразилию многодетной семье сразу же было предоставлено социальное жилье, продовольственные карты, бесплатно детский сад).

Смоленская обл.: Многодетная семья Харьковых (дети 13, 8, 5 лет), комната в общежитии (Смоленск, пр-т Строителей, 4, корп. 1, душевая на 163 комнаты), сырость, плесень, дети болеют, у средней дочери развился туберкулез; очередь на улучшение жилищных условий более 5000 и со временем только увеличивается. При этом в Смоленске  ведется активное коммерческое строительство жилья и развит рынок частной аренды, стоимость которой семье Харьковых недоступна. В таких же условиях в этом общежитии живут многодетные семьи Леоновых и Врубляускайте.

Ярославская обл., г. Углич: Многодетная семья Грошевой Т.Б. (3 несов. детей), в разводе, в 2009 г. администрацией Углича выселена «в никуда» из аварийного дома, снимает,  в июне с.г. власти подали иск на снятие матери и детей с регистрационного учета, что угрожает лишением пособий, льгот многодетной матери, медицинской помощи.

Тверская обл.: Панфилова М.В. (4 детей от 6 лет до года) – Калининский р-н, дер. Полубратово, аварийное жилье; Ликанов И.Ю. (4 детей) – вдовец, без регистрации после того, как 16 лет назад у семьи сгорел дом.

Республика Татарстан, г. Набережные Челны: Рыжкова О.Е. (5 детей, 2 внука) – комната 20 кв. м., много лет стояла в льготной очереди «на улучшение», с которой ее сняли после того как старшие дочери родили ей 2 внуков (т.е. после того как на той же площади стали жить не 6, а 8 человек – ситуация типовая), против чего Оксана Рыжкова в мае пикетировала Администрацию Президента РФ, что было жестко пресечено ОМОНом; Венедиктова Н.В. (80 лет) и ее внучка Майорова Е.В. (12 лет) – живут в квартире, ставшей собственностью банка за долги умерших родителей девочки, грозит выселение «в никуда».

Краснодарский Край, г. Сочи: семья Божковых (4 детей, один ребенок-инвалид) – в 2008 г. по суду выселены и выписаны родственниками «в никуда», 4 года живут в гараже возле Президентской дачи «Бочаров ручей», перспектив никаких; семья Ермаковой-Брайко (3 детей) – утратили жилье и регистрацию в связи с болезнью мужа, не первый год живут в гараже 18 кв.м.

Подробнее см. на сайте «Движение семей SOS» (http://24sos.ru/) Л.А. Мерекиной - эксперта Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. В июне с.г. Любовь Мерекина провела 17-дневную голодовку с требованием, решить, наконец, неразрешимые жилищные проблемы многодетных семей. Из Заявления Л. Мерекиной об окончании голодовки, 2 июля 2012 г.:

Я голодала не только за себя. Я голодала и за другие семьи из «Патриаршего списка» (Астапенко-Чернявские, Мерекина, Котруца, Шмелькова, Самудинова, Антонян, Мартынова, Довгань, Божко, Горбунова, Венедиктова, Кадочигова, Чуйко), и за многодетные семьи Оксаны Рыжковой (Республика Татарстан), Кокориных (Красноярский Край: «Это крик моей души. В одну ночь пять человек стали бомжами»), Юлии Васильевой (Иркутская область: «Мне 31 год, я мать 4 малолетних детей. Живём на съемной квартире, с которой нас просят съехать…»), семьи Панфиловой и Ликанова (Тверская область), Лемешко (Карачаево-Черкесская Республика), Харьковых и их соседей Леоновых и Врубляускайте (Смоленск, у каждой семьи комнатка в общежитии, сырость, плесень, дети болеют, очередь почти 5000-я, дойдет после смерти, а кругом огромное коммерческое строительство и множество квартир, сдаваемых в аренду), и снова Москва: многодетные семьи Королевых, Мовсисян, Балашовых, Леонтьевой… У меня 400 анкет, пришедших на сайт «Движение семей SOS» со всей страны. Читаю их и плачу.» -
http://24sos.ru/index.php?newsid=626
 
***
 
Мерекина Любовь АлександровнаP.S. 400 - это только анкет (ФИО, телефон, регион, сколько детей и тд.). А сколько обращений поступает без указания своих контактных данных :(((    На июль месяц этого года уже перевалило за 3000 сообщений SOS.

80% - это проблемы с жильем (отсутсвие жилья; живут на съемных; живут с родителями, с др. родственниками; в аварийных домах; в банях, чердаках, подвалах и тд), остальные просят материальной и продуктовой помощи, т.к. проблемы с работой и выплатой заработных плат, или умер супруг. 5 процентов из 80-ти - это проблемы с ипотекой. Семьи и в страшном сне не могли предположить, что станут просить милостыню: были молодыми, более или менее материально обеспеченными, полными сил и здоровья, но тут случился кризис, который подкосил...
 
Бездомные многодетные семьи – юрид. БОМЖи, прошли через все «круги ада», обращались во все различные инстанции, отстаивая права своих детей, и не нашли поддержки у чиновников. Наши семьи десятилетиями не получали пособия на детей, не имели льгот многодетных семей. Живя в невероятно стесненных условиях, мы десятилетиями вынуждены содержать две семьи, снимая жилье. К тому же, скитаться по съемным квартирам это еще и подрыв здоровья, потому как нет ни выходных, ни отпусков. Мы, граждане без определенного места жительства – БОМЖи, находимся по эту сторону общества до тех пор, пока есть здоровье и возможность заработать на съемное жилье.

Надо учесть, что я не госструктура, которая занимается статистикой. Таких семей ОЧЕНЬ МНОГО!!! Я говорю только о тех, кто обратился именно ко мне...  И это, практически, многодетные семьи... Все обратившиеся КО МНЕ семьи без регистрации - у нас на сайте!!! Эти семьи уже не скрывают своих имен и лица, и "вывернули свои рубахи наизнанки", которые переодически полощут не только в соцсетях... Именно семьи-бомжи, а также обратившиеся ко мне другие нуждающиеся семьи, совместными усилиями с ОПРФ стали аккумулятором вопросов о проблемах жилья в России, который в дальнейшем перерос в Указ Президента. Реестр семей был подан в комиссию ОПРФ. На данный момент рекомендации Общественной палаты РФ представлены высшему руководству Российской Федерации.
 
Обратившихся за помощью ко мне очень много, но мне всех жалче именно бомжей, потому что не имея регистрации, они все равно находят возможность работать, снимать жилье, и даже не имеют права накопить долги за коммуналку или за съем жилья. У них нет иного выхода... либо в один миг окажутся на улице... Семьям-бомжам терять уже больше нечего - кроме своих детей и здоровья (здоровье многих уже потеряно: у кого астма, у кого еле ходят ноги, у кого зрение, а у Аиды - рак). У семьи Ликановых мама уже умерла. В их семье было уже 3 смерти - мать и двое детей. Во всех случаях фигурирует факт недоступности медицинских услуг:
- 16 лет назад семья похоронила своего первенца (скорая не приехала);
- когда у матери обнаружился рак, проживая в глухой деревне, ей были недоступны ежедневные медицинские процедуры;
- недавно похоронили сына, скорая не приехала.

В умирающей деревеньке Быково, где жила многодетная семья Ликановых, находится в 50 километрах от города Твери. 16 лет назад у семьи сгорел дом. После пожара заболел ребенок, 50 км везли в больницу на перекладных, не довезли. В деревне нет самых важных для людей социальных объектов: больницы и школы. У Ликанова Игоря и Людмилы было 4 несовершеннолетних детей, трое из них должны были посещать школу, но ближайшее общеобразовательное учреждение находится в семи километрах от деревни. Ходить в школу пешком так далеко детям не под силу, а власти не позаботились о наличие школьного автобуса. Ситуация усугублялась тем, что Людмила Ликанова страдала смертельным заболеванием (рак) и ей была жизненно необходима ежедневная медицинская помощь. Работы в деревне практически не было, родители хватались за любой заработок и просили лишь одного: понимания к бедственному положению. В 2010 году их, БОМЖей, признали таки многодетными, малоимущими, бездомными, поставили на жилищный учет, перед смертью признали мать инвалидом. Людмила Ликанова так и не дождалась медпомощи и крыши над головой, и получила вне очереди 2 кв.м «постоянной прописки». Еще при жизни матери им, наконец-то, предложили жилье: 2 комнаты при сельской больнице – бывшая дислокация трупов (морг), чем и вызвали общественный резонанс. Но и тут чиновники выкрутились: есть документы, что семье незаконно предлагалась помощь, т.к. нет прописки, и НИЧЕГО семья, в итоге, не получила.
 
Это как и в моем случае: на всех каналах Астахов растрезвонил, что мне предлагают помощь, но только получить я ее не могу: http://24sos.ru/index.php?newsid=644
 
Защита прав детейТРАГИЧЕСКИЕ ПОВОДЫ ДЛЯ ВНИМАНИЯ

В   мирное   время  в благополучной стране женщины с детьми мучаются  от нищеты и безработицы, и многим из них, в самом прямом смысле, негде жить… Их семьи, в далеком прошлом пострадавшие в войну, верили, что потомки будут счастливы и никогда не будут голодать… На сегодняшний день от бездействия властей страдают миллионы. Семьи с детьми по закону, по суду выписывают на улицу. И вряд ли кто слышал, чтобы на работу брали бомжей... В результате чего люди становятся фактически бездомными, но официально бездомных граждан малоимущими и нуждающимися в жилье государство не признает. Бездомные семьи РФ имеют официальный статус БОМЖ и документы без штампа о прописке, автоматически гарантирующие всестороннюю дискриминацию и поражение во всех гражданских правах... Люди ждут помощи за закрытой дверью, скрывающей тему БОЛИ МИллионов Я.
 
В прошлом году многодетная мать, проживавшая в Первомайском районе Оренбургской области, покончила жизнь самоубийством. 41-летняя женщина вскрыла вены, оставив сиротами трех дочерей - 12, 16 и 19 лет. Следователи, беседуя с детьми, выяснили, что на этот шаг женщину толкнуло безденежье. В поселке, где они жили, не было рабочих мест, и детей нечем было кормить.

В 2008 году в поселке Первушино Судиславского района Костромской области многодетный отец воткнул себе нож в сердце на глазах у всей семьи - он находился в депрессии из-за того, что не мог содержать своих пятерых детей.
 
В августе этого года Ростовской области женщина сгорела заживо, спрыгнув на высоковольтные линии. Многодетная мать не нашла денег, чтобы рассчитаться по кредиту. Женщина перелезла через перила моста и кинулась вниз на железнодорожный переезд. Тело упало на высоковольтные линии передачи. Ожоги оказались настолько глубокими, что были видны костные ткани. В больницу Диана поступила еще живая, однако шансов у нее практически не было. В ходе расследования выяснилось, что женщина воспитывала пятерых детей, самому старшему из которых - 16 лет, а младшей - всего два. Из-за маленькой зарплаты она была вынуждена взять кредит - 10 тыс. рублей. Как поясняют родственники, эти деньги нужны были женщине, чтобы собрать старших детей в школу.
 
В марте этого года многодетная семья: девять человек, среди которых - семь детей, сгорели заживо в селе Моховом Кунгурского района Пермского края. Семья жила в квартире на цокольном этаже, т.е. в подвале.
 
Юлии Ефремовой, жительнице поселка Каминский Богородского района Нижегородской области, "повезло" чуть больше. Она работала дояркой, с мужем развелась, а после рождения пятого ребенка оказалась без работы. Социальных пособий получала 8500 рублей, и их не хватало на жизнь. Питались скудно, были долги за жилье. В 2009 году задержка с перечислением пособий довела ее до нервного срыва, и она выпрыгнула из окна девятого этажа. Упала на козырек продуктового магазина, спасший ее от смерти. Но сломала тазобедренный сустав. Зато неудавшийся суицид привлек внимание местных властей. Семью сразу взяли "под контроль", оказали материальную помощь, а детей перевели в городскую школу. Оставив на попечении бабушки.
 
За политическими митингами, депутатскими выборами и президентской гонкой перестали видеть людей, которые и составляют основу общества - решающий фактор подсчета голосов. И что прикажете делать этим людям, которым закрыта дорога на пути к правде и справедливости, когда не к кому обратиться за помощью, когда нет гарантий на верховенство Конституции? Об этих людях вспоминают только под выборы. Люди один на один остаются со своими проблемами и выживают как могут, как умеют и насколько хватает сил, возможностей и здоровья. Между тем, газеты пестрят новостями о страшных трагедиях, например, унесшей жизни 9 человек московской семьи, которая случилась в подмосковье в ночь на субботу, 4 января. Шок! Ком в горле... В огне погибли 9 человек, в том числе семеро детей. В числе погибших - мужчина, его беременная супруга и их дети (2 взрослых и 5 несовершеннолетних), выжить удалось только 11-летней девочке. Никто не задался вопросом: почему московская многодетная семья жила в вагончиках? Куда смотрели власти? Семья сдавала свою квартиру, т.к. ей надо было на что-то жить. После 40-ка лет вряд ли кто находит себе работу, вернее будет сказать, что на работу не берут ни женщин с детьми, ни людей предпенсионного возраста. И уж, ни кому не секрет, а даже прописано в законах, что молодая семья - это люди до 35 лет!!! А женщина старше 35 - это уже старуха?!

О чем говорят эти истории? О том, что многодетные семьи зачастую оказываются в очень тяжелых ситуациях и не в состоянии выбраться самостоятельно. И зачастую лишь произошедшая трагедия заставляет власти оказать адресную помощь той или иной семье.
- Любовь Мерекина