Многодетные бездомные матери России просят о помощиМногодетные бездомные семьи
Главная | Декларация прав человека | Защита прав ребенка | Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | ОПРФ: выход из жилищного тупика
 
ДВИЖЕНИЕ СЕМЕЙ SOS
О Движении семей SOS
Адреса приютов
Куратор семей
ТВ и СМИ о семьях
SOS Нужна помощь
Отчет о помощи
Анкета бездомной семьи
Опрос бездомных
Доступное жильё
Как выжить без дома?
Главные новости сайта
Горячая линия юриста
Статьи и новости
новости  Рoccийcким жeнщинам пoзвoлят вoдить бoльшeгрузы
новости  Пoчeму дeти всeгда хoтят тo, чтo eсть у другoгo рeбeнка?
новости  Пора худеть
новости  Шecть пpичин нepeгуляpных мecячных
новости  Органы здоровой женщины пересадили четырем людям. Все они заболели раком
новости  Таблетка аспирина в день для профилактики? Ученые не советуют
новости  Le Point о сексуальной жизни французов
новости  Kак соцсети толкают подростков к ботоксу
новости  Секс и боль: рассказы женщин, живущих без интимной близости
новости  Девять простых способов сделать свою жизнь лучше
новости  Здоpовoe питание сoxраняет воду на планете
новости  Немцы пьют больше алкоголя, чем россияне
новости  Не пить хотя бы раз в неделю. Совет для тех, кому за 40
новости  Железная диета
новости  Что происходит с телом, когда у вас долго нет интимных отношений
  
 
 
 
 
 

 
 
Рейтинг  тем
» Российские банки накопили 3,3 трлн рублей и никуда не м ...
» На пенсию после 70
» Хлеб и не только
» "Никто не будет бедным"
» Россиянам начнут присваивать индивидуальный кредитный р ...
» Сколько женщин в России могут дожить до новой пенсии
» Пенсия почти в ползарплаты немцам гарантирована до 2025 ...
» Детей из детских домов попросили на выход
» Вопрос не демографии
» Госдума одобрила уголовное наказание за увольнение буду ...
 
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЕМЬИ
Многодетная семья
Проблемы многодетных
Материнский капитал
Новые Правила МатКап
Ответы - вопросы
Льготы для многодетных
Социальная помощь
Благотворительность
Здоровье матери и детей
Семейные споры
Статьи и обзоры
Блог геймера
 
   Сейчас на форуме
»  Ищем модераторов!
Люба 04/02 20:20
»  Участникам форума!
Люба 27/04 00:47
»  Письма Деду Морозу от деток семей сайта 24sos.ru
ермакова анна 18/02 12:03
»  Венедиктова Н.В. с внучкой из Татарстана
Люба 25/12 23:53
»  Грудцына Наталья - 6 детей
Люба 23/12 17:48
»  Сотова Наталья - 3 детей
Люба 13/12 06:50
»  Письма Президенту РФ
Люба 11/12 11:51
»  Человек с большой буквы
Люба 20/10 14:30
»  Многодетные Беженцы из Луганска
Люба 17/10 17:08
»  Писарева Светлана - жертва наводнения
Люба 16/10 10:58
»  Ермакова Анна - 3 детей, бомжи
Люба 02/10 12:41
»  Леоновы - 3 детей
Люба 02/10 10:49
»  Семья Ликановых
Люба 02/10 09:59
»  Соберем детей в школу!
Люба 01/10 10:59
»  Божковы из Сочи - 4 детей
Люба 30/09 20:41
 
Бесплатная
консультация юриста
Вид консультации:

Регион:

Имя:

Ваш телефон: (можно сотовый)

Ваш вопрос (можно кратко)



 
Правовая информация
Куда обращаться
Уполномоченный по ПР
Защита прав ребенка
Конвенция о ПР
Трудовые споры
Правовая консультация
Европейский Cуд
Green Card
Уехать на ПМЖ в США
Лотерея Green Card
Беженцы. Убежище
Посольства в Москве
Терминология
Исковые заявления
Архив новостей
Сентябрь 2018 (8)
Август 2018 (6)
Май 2018 (2)
Март 2018 (1)
Февраль 2018 (2)
Декабрь 2017 (1)
Октябрь 2017 (2)
Август 2017 (4)
Июнь 2017 (1)
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (2)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Декабрь 2016 (2)
Октябрь 2016 (2)
Сентябрь 2016 (2)
Август 2016 (1)
Июль 2016 (3)
Июнь 2016 (3)
Май 2016 (7)
Апрель 2016 (3)
Март 2016 (6)
Февраль 2016 (1)
Январь 2016 (4)
Декабрь 2015 (3)
Ноябрь 2015 (3)
Октябрь 2015 (3)
Сентябрь 2015 (12)
Август 2015 (1)
Июль 2015 (3)
Июнь 2015 (4)
Май 2015 (4)
Апрель 2015 (3)
Март 2015 (4)
Февраль 2015 (11)
Январь 2015 (4)
Декабрь 2014 (1)
Ноябрь 2014 (9)
Октябрь 2014 (8)
Сентябрь 2014 (4)
Август 2014 (14)
Июль 2014 (1)
Июнь 2014 (6)
Май 2014 (6)
Апрель 2014 (20)
Март 2014 (17)
Февраль 2014 (10)
Январь 2014 (14)
Декабрь 2013 (13)
Ноябрь 2013 (11)
Октябрь 2013 (16)
Сентябрь 2013 (16)
Август 2013 (15)
Июль 2013 (5)
Июнь 2013 (12)
Май 2013 (22)
Апрель 2013 (13)
Март 2013 (10)
Февраль 2013 (11)
Январь 2013 (9)
Декабрь 2012 (46)
Ноябрь 2012 (20)
Октябрь 2012 (11)
Сентябрь 2012 (14)
Август 2012 (14)
Июль 2012 (17)
Июнь 2012 (9)
Май 2012 (15)
Апрель 2012 (27)
Март 2012 (19)
Февраль 2012 (26)
Январь 2012 (13)
Декабрь 2011 (41)
Ноябрь 2011 (37)
Октябрь 2011 (15)
Сентябрь 2011 (8)
Август 2011 (16)
Июль 2011 (24)
Июнь 2011 (18)
Май 2011 (14)
Апрель 2011 (29)
Март 2011 (32)
Февраль 2011 (25)
Январь 2011 (9)
Декабрь 2010 (9)
Ноябрь 2010 (13)
Октябрь 2010 (5)
Сентябрь 2010 (9)
Август 2010 (7)
Июль 2010 (11)
Июнь 2010 (11)
Май 2010 (13)
Апрель 2010 (6)
Март 2010 (18)
Февраль 2010 (7)
Январь 2010 (11)
Декабрь 2009 (5)
Ноябрь 2009 (5)
Октябрь 2009 (4)
Сентябрь 2009 (5)
Август 2009 (2)
Июль 2009 (10)
Июнь 2009 (11)
Май 2009 (10)
Апрель 2009 (9)
Март 2009 (1)
Февраль 2009 (23)
Январь 2009 (2)
Декабрь 2008 (1)
Сентябрь 2008 (4)
Июль 2008 (1)
Июнь 2008 (2)
Май 2008 (6)
Август 2007 (1)
Июнь 2007 (1)
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Контакты
Помочь сайту
rutube.ru
ЖЖ - livejournal
facebook
youtube
Twitter
Репортажи о семьях
Форум
Карта сайта
Обмен ссылками
--- : Старые сказки для новых детей
Просмотров: 433
 

Надо сказать, что традиционные сказочные сюжеты привлекают не только писателей, но и музыкантов. В Москве ансамбль Студия новой музыки и режиссер Алексей Смирнов поставили инструментальный спектакль "Красная шапочка", партитуру к которому написал классик современной музыки, обладатель Золотого венецианского льва 2015 Жорж Апергис.( Ранее детскую оперу с тем же названием сочинил Цезарь Кюи, а опус "Красная Шапочка и Серый Волк" - Сергей Рахманинов). Как рассказал Алексей Смирнов, Жорж Апергис сам расставил текст по партитуре:

- Конечно, когда я начинаю режиссерский разбор, я пытаюсь понять какую-то причинно-следственную связь. И она не очень хорошо работает в сказках. Почему мама послала девочку одну через лес? Это базовый вопрос. Что случилось между Волком и бабушкой? Это же очень любопытно. Если бы я ставил это для взрослых, то это была бы другая история. Самая ключевая сцена - это когда приходит Красная Шапочка к Волку, переодетому бабушкой.

"Красная шапочка" режиссера Алексея Смирнова рассчитана на семейный просмотр, и – на подготовленного, чтобы получить удовольствие от некоторого числа подтекстов – читателя-слушателя-зрителя. Потому что внимательному родителю может показаться, что в одной из сцен Красную Шапочку поглощает Бабушка… Хотя Жорж Апергис и расписал партитуру по тексту Шарля Перро, всем известно, что этот незамысловатый сюжет служит поводом для множества различных трактовок.


Старые сказки для новых детей
Культурные и литературные наслоения дают пищу для размышления взрослым, но вот насколько справляются с адаптивной функцией сказки в мире детей – сказать пока трудно. В раннем возрасте по-прежнему востребованы персонажи-животные – именно потому, что дети общаются со взрослыми на уровне домашних любимцев. Некоторые, правда, полагают, что героями русских сказок чаще становятся герои из звериного мира, тогда как в европейской литературе встречаются все больше дети и принцессы, что, впрочем, легко объясняется приоритетами еще советского времени.

Кроме того, персонажи сказок встречаются не только в сказках – и вряд ли куртуазный Шарль Перро, переодевший Волка в бабушкину одежду, и предостерегавший детишек и девиц от "всяческих мужчин", предполагал, что роль Волка в романе немецкой писательницы Беаты Терезы Ханике "Скажи, Красная Шапочка" исполнит дедушка-педофил.

Трудно сказать, чем руководствуется современная мама, выбирая сборник сказок Шарля Перро или братьев Гримм – воспоминаниями собственного детства или желанием доставить ребенку радость от чтения или красивых иллюстраций. Вряд ли кто из взрослых по доброй воле станет перечитывать сказку про Синюю бороду, и даже, возможно, пролистнет из гуманных побуждений кровавые подробности, читая малышу. Тем не менее, именно эти сказки, по мнению ведущего библиографа отдела детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы Марии Пономаренко остаются самыми востребованными сегодня.

Куда уходит сказка

Мария Пономаренко, ведущий библиограф отдела детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы:

- Сказки, как известно, вышли из жизнеполагающих установок общества. Здесь можно вспомнить и теорию Владимира Яковлевича Проппа, которой показал это на русском материале. И, конечно, подтекстов у традиционной сказки очень много, и они совсем не детские. Заметьте, что отсутствующие родители - довольно частый сюжетный поворот. Более того, как мы знаем, если действует мачеха, то это позднейшая интерпретация. И часто все жестокости, которые выпадали на долю ребенка, творили их собственные родители. И уже потом, в новое время, сказки переосмысляются, чтобы немножко дистанцировать происходящее зло.

С другой стороны, надо разделять сказку, скажем, "Красную шапочку", записанную Шарлем Перро, и сам сюжет, гораздо более древний, он существует у разных народов. В случае с Шарлем Перро все предельно просто. Каждая сказка у него сопровождается моралью, а то и несколькими. И он прямо объясняет, что и как. С Красной Шапочкой, может быть, более однозначно, но, например, с Золушкой мораль для современного человека звучит довольно неожиданно. Современные дети, возможно, могли бы подумать, что надо быть трудолюбивой, доброй ко всем. Однако в сказке Шарля Перро мораль звучит следующим образом: будь ты сколь угодно трудолюбив и приветлив, если у тебя нет покровителя в высшем свете, крестной, которая тебе в нужный момент поможет, то тебе весьма тяжело придется в жизни. Ведь Шарль Перро писал при дворе Людовика XIV, и его сборник сказок адресован, прежде всего, придворным. Поэтому старые сюжеты у него переосмыслены в развлекательном, если хотите, духе.

Есть интересная теория, что, если сравнивать поведение Волка в варианте Шарля Перро и в хеппи-энде братьев Гримм, то Волк получается очень разный. У братьев Гримм он такой грубоватый мужлан, который ложится в кровать и, например, храпит. Такого Волк Шарля Перро не мог себе позволить. И его сложная игра с переодеванием - это такая стратегия для пущей интриги, он не просто хочет съесть бабушку и внучку, он хочет еще как-то поиграть со своими жертвами.

Мы с моими коллегами из Исторического музея провели целый цикл занятий, который назывался "История на страницах западноевропейских сказок". И начали как раз с Шарля Перро. Из текстов мы пытались вытянуть приметы времени, а именно - конца XVIII века, когда Шарль Перро записывал свои сюжеты. Если внимательно читать ту же "Золушку", то выясняется, что описание нарядов Золушки и ее сестер - это мода эпохи Людовика XIV. Тыква там тоже не случайно появляется. Она была относительно новым овощем, который завезли веком раньше конкистадоры. И, кстати, режет тыкву крестная фея ножиком с жемчужной ручкой. На самом деле, при внимательном чтении текстов очень много деталей появляется, которые обычно ускользают. С другой стороны, я думаю, что сейчас для современного человека могут быть интересны любые интерпретации. И как раз очень здорово, что традиционные старые сюжеты переосмысляются самым неожиданным образом.

В том-то и важность, может быть, этого наследия, знакомства с ним. Необязательно читать "Анну Каренину", но обязательно знать, что с ней случилось. По нашим наблюдениям, если ребенок не читал сказок (народные сказки, или сказки, обработанные литературно), то потом ему довольно сложно воспринимать сюжеты, которые так или иначе отсылают к этому ставшему традиционно детским чтению. Сейчас этот жанр видоизменяется. Скажем, у нас очень популярна серия про Петсона и Финдуса. Но, по сути, это сказка: там кот говорит, действует наравне с людьми. Однако мы не воспринимаем эту историю как сказочный сюжет, это такая совершенно реалистическая повесть о жизни старика и его котенка. Наверное, сказочный момент уходит в фэнтези, вроде "Гарри Поттера".

Мораль "Красной шапочки"

О страшном

Традиционная сказка, выхолощенная гуманизмом нового времени, превратившим ее в элемент развлечения, утратила часть изначальных смыслов, приобретя взамен новые, зачастую не менее дремучие для современного читателя. Разумеется, можно объяснить, что детей из больших семей, действительно, в голодную пору оставляли умирать в лесу, что таковы были обстоятельства тогдашнего социума, и история про хитроумного Мальчика-с-пальчика, скорее, эхо настоящего большого голода. Правда, в возрасте, когда про это можно с ребенком поговорить, сказки уже не читают.

 

Другое дело страшные сказки, которых современные родители стараются избегать. После того, как к детям перестали относиться как к маленьким взрослым, и в то же время решили не воспитывать их как животных физическим способом, понадобились иные меры воздействия, чтобы заставить подчиняться. Парадокс заключается в том, что дети, по мнению актрисы детского театра "Снарк" Анны Куненковой любят бояться: "Когда начинаешь их интриговать и пугать – у них возникает чувство, смешанное с восторгом! Вот ты вводишь интригу и просто произносишь слова "страшный сон"… они прижимаются друг к другу в сладостном предвкушении". Возможно, современный жанр "фэнтези" сегодня занял место настоящей сказки. Именно потому, что его герои (как и обитатели хотя бы греческого Олимпа) живут во вполне понятных обстоятельствах, обладают как неким могуществом, так и человеческими слабостями. А что литературные истории имеют конкретных авторов, не отменяет тот факт, что они стали ответом на запрос - романы Роулинг, например, переведены на 67 языков и экранизированы, не говоря уже о миллионных тиражах. Современные люди, не только дети, хотят и умеют бояться.

Внутри сюжета

Людмила Баранкова, сказкотерапевт:

- Ребенку важно столкнуться с базовыми чувствами – и с чувством страха, и с чувством гнева, опасности. Потому что когда ему потом приснится страшный сон, (а ему обязательно приснится страшный сон), то ему хорошо бы уметь понимать, как это можно назвать. А в сказках он видит пути разрешения, и видит, как реагирует мама.

К тому же многие традиционные сказки изначально писались вообще не для детей, поэтому ребенок часто даже не понимает, о чем сказка. О чем "Курочка Ряба", например? Там целый пласт космогонический! И он детьми бессознательно считывается. Поэтому я сторонница того, чтобы читать детям традиционные сказки.

Ведь если взять фольклорное наследие, то ни один другой жанр не сохранился до наших дней – ни традиционные песни мы с вами не вспомним и не споем сейчас, ни танец народный, который знали наши прабабки никто сейчас не станцует, и так далее и так далее. А традиционные базовые сказки знают все, причем, они имеют сквозные сюжеты, то есть в разных народах бытуют очень похожие. Пряничный человечек – это тот же Колобок. А сквозные сюжеты – это очень сильные сюжеты, там настолько глубокий, настолько сильный посыл, что он не пропадает, хотя идут века, сменяются народы и земли. Значит, в него заложено что-то базовое для всех людей.

Что касается чтения сказок с ребенком, то это только подступ к тому, как познавать мир. Конечно, очень важно, чтобы с ребенком родители и педагоги, с которыми он проводит много времени в детстве, обсуждали какие-то базовые экзистенциальные вопросы. Заметьте, во многих сказках есть три дочери и три сына. И одного ребенка родители любят больше, например, младшую дочку. И большинство родителей пропускают этот момент в сказке, чтобы ребенок не слушал – вот я люблю всех одинаково. А хорошо бы прочитать как есть и обсудить – а бывает и так, бывает по-разному, а в нашей семье иначе. Можно обсуждать, открывая ребенку, каким бывает мир, показывая разные сценарии. И тогда ты будешь замечать это вокруг себя, внутри себя, исчезнет табуированность темы. Если мама называет это вслух, говорит об этом, показывает на иллюстрации, значит, это то, с чем можно справиться.

Очень часто дети откликаются не на конкретную сказку, а на персонажей. Есть герои, которые вызывают гораздо больше чувств, чем какие-то другие. И если говорить про персонажей, то часто для детей до трех лет примерно – это животные. Потому что ребенок себя идентифицирует проще с животным миром. Когда подрастают, к пятилетнему и дошкольному возрасту, то это уже персонажи человеческие – принцессы, рыцари, феи, эльфы и так далее.

А затем идут игры в дочки-матери. Это уже ощущение того, что хочется почувствовать себя хозяином, почувствовать себя мастером какого-то дела. Поэтому, условно, четырехлетним детям хорошо отыграть принцесс, рыцарей, богатырей, им нужно делать картонные мечи, плащи, чтобы они чувствовали себя героями, а девочкам очень важно почувствовать себя принцессами. Если они отыграют это в 4 года, то потом им не нужно будет отыгрывать это всю жизнь во взрослом возрасте.

Заметьте: у разных детей откликаются разные сюжеты. И бывает, что у мамы уже нет сил в пятидесятый раз читать сказку про Аленький цветочек, а дочка все просит! Значит, ей важно прожить этот сюжет. И очень хорошо, если родители умеют это услышать и дают прожить нужный сюжет ребенку максимально, чтобы он не застрял в нем уже во взрослой жизни.

Мне кажется, что сейчас переходное время, границы очень расплывчатые и пробуются разные сюжеты. И в современной литературе, как раньше в сказках, возникают разные варианты того, о чем важно говорить. И что останется из этого как база о нашем времени – узнают потомки. Изнутри, находясь в каком-то сюжете, очень трудно понять, в каком сюжете ты находишься.

 


 
  • Литературный конкурс "Летние сказки о Бабочках"
  • Многодетная бездомная семья: Приучаем детей к труду. Растим помощников!
  • Мама на работе
  • Помощь многодетным семьям Движения SOS в рамках Благотворительной акции Дед ...
  • ОБЫКНОВЕННОЕ ХАМСТВО
  • Многодетные семьи: непонимающим посвящается
  •  
     
     (голосов: 2)
     Распечатать
     
    Служба спасения

    Создан сайт, который призван помочь многодетным семьям

    Союз уязвимых. Сообщество бездомных многодетных семей