Многодетные бездомные матери России просят о помощиМногодетные бездомные семьи
Главная | Декларация прав человека | Защита прав ребенка | Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | ОПРФ: выход из жилищного тупика

 
ДВИЖЕНИЕ СЕМЕЙ SOS
О Движении семей SOS
Адреса приютов
Куратор семей
Опрос бездомных
Доступное жильё
Как выжить без дома?
Архив новостей
Бесплатная
консультация юриста
Статьи и новости
 
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЕМЬИ
Многодетная семья
Проблемы многодетных
Материнский капитал
Новые Правила МатКап
Ответы - вопросы
Льготы для многодетных
Социальная помощь
Благотворительность
Здоровье матери и детей
Семейные споры
Статьи и обзоры

Рейтинг тем
» Кaк вoзник кpизис с лeкapствaми для бoльныx мyкoвисцидo ...
   Сейчас на форуме
»  Ищем модераторов!
Люба 04/02 20:20
»  Участникам форума!
Люба 27/04 00:47
»  Письма Деду Морозу от деток семей сайта 24sos.ru
ермакова анна 18/02 12:03
»  Венедиктова Н.В. с внучкой из Татарстана
Люба 25/12 23:53
»  Грудцына Наталья - 6 детей
Люба 23/12 17:48
  
Правовая информация
Куда обращаться
Уполномоченный по ПР
Защита прав ребенка
Конвенция о ПР
Трудовые споры
Правовая консультация
Европейский Cуд
Green Card
Уехать на ПМЖ в США
Лотерея Green Card
Беженцы. Убежище
Посольства в Москве
Терминология
Исковые заявления
Архив новостей
Декабрь 2019 (1)
Ноябрь 2019 (4)
Октябрь 2019 (5)
Сентябрь 2019 (10)
Август 2019 (10)
Июль 2019 (8)
Июнь 2019 (10)
Апрель 2019 (1)
Март 2019 (1)
Февраль 2019 (4)
Январь 2019 (9)
Декабрь 2018 (4)
Ноябрь 2018 (5)
Октябрь 2018 (4)
Сентябрь 2018 (3)
Август 2018 (2)
Июнь 2018 (1)
Май 2018 (1)
Март 2018 (1)
Февраль 2018 (1)
Декабрь 2017 (1)
Октябрь 2017 (2)
Август 2017 (4)
Июнь 2017 (1)
Май 2017 (2)
Апрель 2017 (3)
Март 2017 (2)
Февраль 2017 (1)
Январь 2017 (1)
Декабрь 2016 (2)
Октябрь 2016 (2)
Сентябрь 2016 (2)
Август 2016 (1)
Июль 2016 (3)
Июнь 2016 (3)
Май 2016 (7)
Апрель 2016 (4)
Март 2016 (6)
Февраль 2016 (1)
Январь 2016 (3)
Декабрь 2015 (3)
Ноябрь 2015 (3)
Октябрь 2015 (3)
Сентябрь 2015 (12)
Август 2015 (1)
Июль 2015 (3)
Июнь 2015 (4)
Май 2015 (4)
Апрель 2015 (3)
Март 2015 (4)
Февраль 2015 (11)
Январь 2015 (4)
Декабрь 2014 (1)
Ноябрь 2014 (9)
Октябрь 2014 (8)
Сентябрь 2014 (4)
Август 2014 (14)
Июль 2014 (1)
Июнь 2014 (6)
Май 2014 (6)
Апрель 2014 (20)
Март 2014 (17)
Февраль 2014 (10)
Январь 2014 (14)
Декабрь 2013 (13)
Ноябрь 2013 (11)
Октябрь 2013 (16)
Сентябрь 2013 (16)
Август 2013 (15)
Июль 2013 (5)
Июнь 2013 (12)
Май 2013 (22)
Апрель 2013 (13)
Март 2013 (10)
Февраль 2013 (11)
Январь 2013 (9)
Декабрь 2012 (46)
Ноябрь 2012 (20)
Октябрь 2012 (11)
Сентябрь 2012 (14)
Август 2012 (14)
Июль 2012 (17)
Июнь 2012 (9)
Май 2012 (15)
Апрель 2012 (27)
Март 2012 (19)
Февраль 2012 (26)
Январь 2012 (13)
Декабрь 2011 (40)
Ноябрь 2011 (36)
Октябрь 2011 (15)
Сентябрь 2011 (8)
Август 2011 (16)
Июль 2011 (23)
Июнь 2011 (16)
Май 2011 (14)
Апрель 2011 (29)
Март 2011 (30)
Февраль 2011 (24)
Январь 2011 (9)
Декабрь 2010 (9)
Ноябрь 2010 (13)
Октябрь 2010 (5)
Сентябрь 2010 (9)
Август 2010 (7)
Июль 2010 (10)
Июнь 2010 (11)
Май 2010 (13)
Апрель 2010 (6)
Март 2010 (18)
Февраль 2010 (7)
Январь 2010 (11)
Декабрь 2009 (5)
Ноябрь 2009 (5)
Октябрь 2009 (4)
Сентябрь 2009 (5)
Август 2009 (2)
Июль 2009 (10)
Июнь 2009 (11)
Май 2009 (10)
Апрель 2009 (9)
Март 2009 (1)
Февраль 2009 (23)
Январь 2009 (2)
Декабрь 2008 (1)
Сентябрь 2008 (4)
Июль 2008 (1)
Июнь 2008 (2)
Май 2008 (6)
Август 2007 (1)
Июнь 2007 (1)
--- : Блог Общественной палаты: «В интересах детей»
Просмотров: 5086
 

защита детей, право ребенка Борис Львович АльтшулерБлог Общественной палаты: «В интересах детей»
Автор: Борис Альтшулер, 9 апреля 2012
 
На днях я подготовил свои предложения по повышению качества жизни российских детей для Доклада «открытого правительства», который должен лечь на стол президенту 15 апреля и стать основой для разработки Национального плана (стратегии) действий в интересах детей. В тезисах я постарался обобщить опыт работы Комиссии ОП по социальным вопросам. В тезисах, в частности, подняты такие вопросы, как механизмы решения демографических проблем страны, привлечения НКО, работающих с семьей и детьми, введение федеральных социальных стандартов, реформа системы государственного социального обслуживания, решение жилищных проблем семей с детьми, семейная бедность, детский и молодежный досуг.

Тезисы по теме «Дети и реформа социальной сферы»

Содержание. Резюме:

Введение. Справочно о демографии. Кто «подставляет» Президентов? (Новый ГК РФ снова выселяет детей «в никуда»; в программе развития АПК снова запрограммирована дискриминация сельского кооперативного движения, а значит - массовое недоедание детей).

1. Строительство системы защиты детства – ключ к эффективной социальной системе. (Механизмы привлечения социально ориентированных НКО; координация на муниципальном уровне – системообразующая основа реформы; необходимость скорейшего исполнения Поручения Президента РФ о наполнении новым содержанием деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

2. Восстановление «социальной целостности» Российской Федерации. (Обязательные минимальные федеральные стандарты социальной, жилищной обеспеченности и т.п.).

3. Реформа социального обслуживания и опеки. (Междисциплинарное сопровождение «случая» по месту жительства и в нестационарных условиях как основа предотвращения социального сиротства, разукрупнения интернатов и обеспечения проживания в социальной среде для лиц с ограниченными возможностями здоровья; правовая база для исполнения Поручения Президента РФ об организации сопровождения замещающих семей; проект ФЗ «О образовании в РФ»: недопустимость образовательной сегрегации).

4. «Социальное измерение» жилищной проблемы. Выход из тупика. (Создание сектора государственного жилья некоммерческого найма; программы субсидируемой коммерческой аренды жилья привлекательные для владельцев ныне пустующих жилых помещений; законодательный запрет на выселение детей; у кого поучиться дешевому строительству?).

5. Социально неприемлемая бедность семей с детьми. (Меры поощрения внутреннего потребительского спроса на продукты и товары первой необходимости отечественного производства: развитие самозанятости и насыщение рынка, опыт столыпинских реформ, кооперативные рынки, прямой госзаказ у производителей, региональные и межрегиональные торгово-закупочные порталы; региональные сети социальных продмагов и продовольственные электронные карты для малоимущих; поощрение многодетности: трудовой стаж и снижение пенсионного возраста многодетных родителей (одного из них)).

6. Общедоступная спортивно-досуговая деятельность детей и молодежи. (Учреждения дополнительного образования – на баланс бюджетов субъектов РФ; включение «спортивно-досуговой обеспеченности» в обязательные стандарты благоустройства территорий; оценка успехов школы - по массовости охвата оздоровительной деятельностью).

Введение. Справочно о демографии. Кто «подставляет» Президента?

В 1980-е годы на территории нынешней Российской Федерации рождалось ежегодно в среднем 2,2 млн. детей, в период «реформ» 1990-х эта цифра снизилась до катастрофических 1,2 млн. в год. Поэтому 10 лет назад в РФ было 23 миллиона «советских» школьников, а сейчас 13 млн. «реформенных». В 2000-х рождаемость выросла до 1,5-1,7 млн. детей ежегодно, что хорошо, но меньше уровня РСФСР, необходимого для простого воспроизводства населения. Детское население России сокращается, также в ближайшие годы наступит острый дефицит родителей, поскольку в основной репродуктивный возраст вступит «неродившееся» поколение 1990-х. О серьезности проблемы говорит В.В. Путин в статье
«Строительство справедливости. Социальная политика для России»(«КП», 13.02.2012). Налицо угроза необратимого старения страны – т.н. «демографическая эвтаназия России».

«Семейная политика детствосбережения», - так, учитывая указанный демографический вызов, назван первый раздел Концепции Национального плана в интересах детей, представленной в Совете Федерации 29.03.2012г. Задача данных Тезисов – дать перечень первоочередных управленческих решений, реализующих установку «детствосбережения». Эти меры представлены смысловыми блоками – в соответствии с теми вопросами, которыми мы вместе с коллегами занимались в Общественной палате РФ и вне ее в последние годы.

Между тем, пока граждане, озабоченные судьбой России и ее детей, разрабатывают конструктивные программы, другие граждане, озабоченные получением сверхдоходов, окончательно добивают нашу страну:

1) Право ребенка на жилище. В только что внесенном Президентом РФ в Госдуму проекте нового Гражданского Кодекса РФ полностью сохранены нормы, позволяющие выселять детей «в никуда» при совершении сделок с жильем, за долги и т.п. Такого приоритета прав владельца жилья над конституционным правом ребенка на жилище нет ни в одной развитой стране мира. И этот «дикий капитализм» в угоду «генералам» рынка жилья вступает в явное противоречие с принципиальными гуманистическими установками, не раз заявленными действующим и будущим Президентами России.

Аналогично следует ожидать, что коррупционно-монопольные интересы, навязавшие сверхцены на квадратный метр жилья, попытаются «нейтрализовать» не раз в последнее время заявленные действующим и будущим Президентами РФ поистине спасительные планы создания в России значимого сектора доступного и субсидируемого для льготных категорий арендного жилья. В Разделе 4, п. 4.2 данных Тезисов предлагается вариант решения этой проблемы, основанный на привлечении в арендный сектор огромных резервов ныне пустующих жилых помещений.

2) Право ребенка на полноценное питание. Тезис «20x80 убивают страну» (в структуре розничной цены продуктов питания первой необходимости: 20% - доля производителей и 80% достается посредникам-сетевикам) – не метафора, а жестокая реальность, из-за которой миллионы детей России хронически недоедают, а рождение ребенка – неизбежный «прыжок в нищету». Такой структуры цены также нет ни в одной развитой стране мира. Выход один: сбить цены путем насыщения рынка отечественной с/х продукцией. Что означает: поддержка фермера, вложения в инфраструктуру, решение застарелого земельного вопроса (сегодня не используются 21 млн. га земель сельхозназначения), обеспечение прямого контакта массового российского производителя с массовым российским потребителем. В том числе активное развитие производственных кооперативов, узаконение кооперативных рынков, допуск кооператоров к госзаказу. Все это содержится в рекомендациях состоявшегося 11 февраля с.г. XXIII Съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России (АККОР). По сути, эти предложения применяют в современных условиях уникальный по эффективности опыт развития кооперативного движения П.А. Столыпина, 150-летний юбилей которого сейчас отмечается с участием первых лиц государства.

И все это проигнорировано в Государственной программе развития АПК, срок действия которой (с 2013 до 2020 гг.) установлен Федеральным законом, подписанным Президентом РФ 1 марта 2012 г. Замечу, что в Ответе Заместителя Министра сельского хозяйства РФ А.В. Петрикова (№АП-10-26/570 от 27.01.2012) на Рекомендации Общественной палаты РФ по теме преодоления бедности также «убедительно» мотивирована якобы несостоятельность предложения АККОРа о законодательном установлении права производственных с/х кооперативов создавать свои рынки. По сути, Минсельхоз РФ запрограммировал сохранение тотальной монополизации заготовки, переработки и реализации с/х продукции, что подрывает продовольственную безопасность России. Потому что при сохранении указанной ценовой формулы «20x80» бессмысленно говорить о преодолении бедности и нет надежды на выход из демографического кризиса.

3) По ряду других вопросов также наблюдается «торможение» или даже «застой» в части исполнения Поручений Президента РФ: (1) о создании координированной системы защиты детства (декабря 2010 г.) – см. Раздел 1; (2) организации сопровождения замещающих семей (декабря 2011 г.) – см. Раздел 3; (3) формирования в детских интернатах независимых от администраций попечительских советов (декабря 2010 г.); (4) о разработке «Национального стандарта благоустройства» территорий, в том числе с учетом спортивно-досуговых потребностей детей и молодежи (5 октября 2010 г.) – см. Раздел 6.

Однако, следует отметить и очевидный успех: внесение Президентом РФ в Госдуму 27.12.2011г. проекта ФЗ «О общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и принятия его в первом чтении в марте с.г. Другой успех: принятие долгожданного ФЗ об ужесточении наказания педофилам.

Далее подробнее по ряду конкретных проблемных направлений.

1. Строительство системы защиты детства – ключ к эффективной социальной системе.

В основе реформы: отказ от сугубо ведомственной конструкции предоставления социальных услуг, т.е. принципиальное разделение заказчика услуг и их исполнителя. Заказчиками услуг могут быть:

1) индивидуальные потребители услуг – введение социального ваучера (сертификата);
2) вневедомственный координирующий орган муниципального уровня;
3) госорган, реализующий программно-целевой социальный заказ.

Во всех трех случаях социально ориентированные НКО должны иметь возможность соревноваться на равных с госучреждениями за право исполнения заказа и получения на это бюджетной поддержки.

При этом организация индивидуальной профилактической работы со случаями детского или семейного неблагополучия, равно как и создание общей благоприятной для детства среды, должна быть возложена на приближенный к населению орган местного самоуправления – в лице уполномоченной вневедомственной муниципальной социальной комиссии. Действующим законодательством РФ в качестве муниципального координирующего органа в сфере детства продекларированы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), что однако никак не расшифровано федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. При этом на региональном уровне есть успешный пилотный опыт наполнения деятельности КДНиЗП новым содержанием эффективного координатора индивидуальной профилактической работы; ключевые инструменты этого опыта: (1) укрепление КДНиЗП штатными специалистами и (2) установление обязательности исполнения постановлений КДНиЗП всеми субъектами системы профилактики.

16 декабря 2010 г. Президент РФ инициировал процесс ликвидации указанного федерального нормативного «провала»; последующими (февраля-марта 2011 г.) Решениями Правительства РФ и Совета Безопасности РФ разработка проектов соответствующих нормативных актов была поручена Минобрнауки России. Первый и важнейший из этих законопроектов (о внесении изменений в статью 11 о КДНиЗП Федерального закона № 120-ФЗ 1999 года «Об основах системы профилактики…») был согласован в профильных ведомствах и рассматривался в Правительстве РФ 4 апреля 2012 г.

Предлагается:

1.1. Рекомендовать скорейшее принятие данного законопроекта.

1.2. В новом Правительстве РФ предусмотреть создание в Аппарате Правительства Отдела по информационно-аналитическому и методическому обеспечению Правительственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, задачи которого:
- разработка документов инициирующих реформу комиссий в регионах;
- мониторинг и анализ этой реформы;
- разработка федерального закона о комиссиях как межведомственном координаторе социальной сферы регионального и муниципального уровней.

2. Восстановление «социальной целостности» Российской Федерации. Обязательные минимальные федеральные стандарты.

Вступивший в силу 1 января 2005 года Федеральный закон №122-ФЗ (т.н. «закон о монетизации льгот») передал субъектам РФ практически всю ответственность за организацию деятельности социальной сферы в широком смысле этого слова. Отсутствие обязательных минимальных стандартов (стандарта жилищной обеспеченности, в здравоохранении, социальных услуг и т.п.) привело к недопустимой диверсификации уровня социальной обеспеченности граждан РФ, живущих в разных субъектах РФ. К примеру, подушевой бюджет здравоохранения в соседних регионах отличается в 6 (шесть) раз (из Доклада «Лиги здоровья нации», сентябрь 2010 г.).

Если же у гражданина (семьи) отсутствует (утрачена) регистрация по месту жительства (таковых в РФ около 4 миллионов человек), то он «выпадает» из поля зрения социальной сферы субъектов РФ. А государство Российская Федерация лишено правовых и бюджетных возможностей оказания помощи.

Законодательные меры по восстановлению «социальной целостности» Российской Федерации известны. Для их реализации нужна политическая воля.

3. Реформа социального обслуживания и опеки: междисциплинарное сопровождение «случая» по месту жительства (на дому) и в нестационарных условиях как основа предотвращения социального сиротства, разукрупнения интернатов и обеспечения проживания в социальной среде для лиц с ограниченными возможностями здоровья, недопустимость образовательной сегрегации.

Ключевым для реформы является слово «сопровождение», которое Президент России употребил в Послании Федеральному Собранию РФ 22 декабря 2011 г. в применении к оказанию комплексной помощи опекунским и приемным семьям. Однако данное поручение Президента на сегодня не обеспечено необходимой федеральной нормативно-правовой базой, поэтому на практике семьи, принявшие из интернатов, например, детей-инвалидов, не обеспечены должной помощью специалистов, в том числе на дому.

Предлагается:

3.1. Внести в Семейный Кодекс РФ и в закон «Об опеке и попечительстве» нормы «сопровождаемая замещающая семья» и «семейная воспитательная группа»; закон должен расширить норму «опека по договору», предусмотрев участие в договоре третьей стороны – службы сопровождения семьи либо семейной воспитательной группы.

Установление данных норм, равно как и нормы «сопровождаемое проживание» позволит приступить к реформе детских и взрослых интернатов, их кардинальному разукрупнению, отказу от «принципа общежития».

3.2. Законодательно ограничить допустимое число воспитанников детских интернатов – не более 7-10 человек, установив переходный период 2 года на кардинальное разукрупнение интернатов. (Вариант: перевод, если это возможно, организации жизни в интернатах исключительно по принципу семейных групп, являющихся местом постоянного проживания родителей-воспитателей).

3.3. Внести в Жилищный Кодекс РФ понятие «жилье с поддерживающими услугами» (сопровождаемое проживание) - альтернатива помещению в интернат инвалидов и пожилых людей, также это необходимо для выпускников интернатов, для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, не имеющих места жительства и нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации…

Кроме того, понятие «сопровождение» имеет более широкое применение: восстановительное сопровождение кровных неблагополучных семей в целях предотвращения социального сиротства, сопровождение семей с детьми-инвалидами, сопровождение инвалида на дому, по месту учебы или работы…

Сопровождение «случая» может осуществляться как разово, так и в плановом порядке. При этом решения правоустанавливающих органов (опеки и попечительства, ПМПК и т.п.) в обязательном порядке должны быть «встроены» в индивидуальный план сопровождения «случая» (см. Раздел 1). В том числе такой подход позволит реализовать требования Конвенции ООН о правах инвалидов об организации жизни инвалидов без отрыва от привычной социальной среды.

3.4. Внести в разрабатываемый в настоящее время проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» нормы, переориентирующие социальные службы на работу в социальной среде, на междисциплинарное сопровождение «трудных жизненных ситуаций» (их практически исчерпывающее перечисление дано в законопроекте) - в соответствии с индивидуальным планом, утверждаемым координирующим органом муниципального образования (см. Раздел 1). Подробнее – см. предложения, разработанные в январе 2012 г.
Координационным советом по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности при Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан.

3.5. Внести в проект Федерального закона «Об образовании» положения, регламентирующие инклюзивное (интегративное) образование.

3.6. Внести в Гражданский Кодекс РФ изменения, принципиально меняющие подходы к установлению недееспособности граждан и реализацию прав недееспособных граждан.

4. «Социальное измерение» жилищной проблемы. Выход из тупика.

Жилищная проблема - одна из самых серьезных в современной России, от ее решения ключевым образом зависит и решение демографической проблемы. Экстремальные ситуации бездомных многодетных семей выявляют масштаб проблемы и «провалы» в законодательстве. При этом, если в Китае в год вводится около 4 миллиардов кв. м. по цене 200-300 долларов за «квадрат», то в РФ – в 60 раз меньше, но зато как минимум в 4-5 раз дороже. Что делать?

Предложения (хорошо известные и дополнительные):

4.1. Субсидируемое социальное арендное жилье. О необходимости развития сектора жилья некоммерческого найма не раз заявляли Президент РФ и Председатель Правительства РФ, провозглашает это и Доклад «Стратегия - 2020», соответствующую нормативную базу разрабатывают Минрегион России и МЭР. Вопрос этот, насколько мне известно, детально проработан подгруппой «Социальная политика» Открытого Правительства, включая предложения государственных мер, стимулирующих развитие этого сектора в субъектах РФ.

Для разрешения острейших жилищных ситуаций (бездомные многодетные семьи, дети-сироты и т.п.) органы социальной защиты должны иметь в своем распоряжении резервный специализированный фонд социального жилья.

Также необходимо разработать и реализовать Национальную программу создания семейных кризисных центров, находящихся в управлении органов социальной защиты населения. Единственный существующий сегодня вариант государственной помощи бездомной семье предполагает разделение семьи: детей – в приюты, родителей – в мужские и женские ночлежки.

4.2. В условиях отсутствия на сегодня государственного фонда арендного жилья и с учетом жилищных ситуаций, требующих немедленной помощи: рекомендовать Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации инициировать реализацию в субъектах РФ Программ субсидируемой коммерческой аренды жилья. Сегодня рынок частной аренды существует стихийно, что влечет огромные риски для обеих сторон: арендодателя и арендатора. Участие арендодателей в указанных программах должно быть добровольным, но ожидается, что государственные гарантии стабильности выплат и сохранности жилого помещения привлекут многих владельцев избыточной площади, сегодня не рискующих становится арендодателями (по выборочным оценкам в Москве пустуют около 7 млн. кв. м. жилья и 1,5 млн. кв. м. новостроек, заждавшихся покупателя).

Ключевым для успеха этих программ является государственное субсидирование аренды для льготных категорий (многодетные семьи, очередники и т.п.) - на основе софинансирования бюджетов субъектов РФ и бюджета Российской Федерации (последнее неизбежно для граждан (семей), не имеющих регистрации по месту жительства, либо не имеющих установленного в субъекте РФ «ценза оседлости»).

И эти программы относительно малозатратны для бюджетов. Например, в Москве для улучшения жилищных условий ста тысяч семей при значимой для семьи (скажем 20 тысяч рублей в месяц), государственном софинансировании аренды потребуется в год 24 миллиарда рублей, что составляет 1,7% от 139,3 млрд. рублей бюджета г. Москвы 2012 года по статье «Жилище».

4.3. Недопустимость выселения «в никуда». Приоритет права частной собственности над правом ребенка на жилище был создан искусственно в 2005 г. (главный лоббист – депутат Госдумы П.В. Крашенинников) в интересах операторов рынка жилья. В результате за прошедшие годы многие тысячи детей лишились жилища либо резко ухудшились условия их проживания. Для исправления ситуации необходимо внести соответствующие запреты в новый Гражданский кодекс РФ (см. выше - Введение) и в статью 31 ЖК РФ.

4.4. Необходимость кардинального удешевления строительства, снятия административных коррупционных барьеров.

Примеры строительства жилья для бедных по цене в разы меньшей, чем это сейчас в России – это указанный опыт Китая и это опыт российских строителей (В.И. Ресин) в странах Латинской Америки.

Предлагается:

Просить Президента РФ дать поручение проанализировать этот опыт. Поскольку без кардинального удешевления строительства все указанные выше предложения по решению жилищной проблемы являются нереалистичными. См. подробнее
Рекомендации Слушаний в Общественной палаты РФ 29.11.2011 г.

5. Социально неприемлемая бедность семей с детьми.

«Абсолютно недопустимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности», «Сегодня размеры большей части пособий на детей устанавливаются регионами, и во многих субъектах Федерации они, прямо скажем, постыдно малы», - В.В. Путин в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», февраль 2012 г. Более 70% многодетных семей имеют подушевой доход ниже прожиточного минимума.

В течение 10 месяцев 2011 года я участвовал в работе Экспертной группы «Сокращение неравенства и преодоление бедности» «Стратегии-2020» и с грустью должен отметить, что соответствующая Глава 12 Доклада «Стратегия- 2020: Новая модель роста, новая социальная политика» (март 2012 г.), хотя и абсолютно верная в описании, мягко говоря, непростой ситуации, но в части представленных предложений по решению проблемы бедности - бессодержательная и декларативная. В том числе руководство данной ЭГ из Института им. Е.Т. Гайдара и ВШЭ полностью пренебрегло моими и ряда коллег по ЭГ соображениями о критическом влиянии на уровень бедности способа ценообразования, монопольного искусственного «вздутия» цен на предметы (продукты, товары, жилье) первой необходимости, определяющие «выживаемость» семьи. Данный вопрос мы в декабре 2011 г. проработали в Общественной палате РФ вместе с представителями профсоюзов, сельских кооператоров (АККОР), отечественного бизнеса (организаторы выставки «Лучшее детям»), эти
рекомендациибыли направлены в Правительство РФ.

Суть рекомендаций по преодолению бедности - в необходимости принятия мер по поощрению внутреннего потребительского спроса на продукты и товары первой необходимости отечественного производства. То есть развитие самозанятости в этой сфере приведет с одной стороны к росту доходов ныне бедствующих семей, а с другой стороны, благодаря насыщению рынка, приведет к снижение цен на самое необходимое. И, напротив, бедность нельзя преодолеть пока, к примеру, среди всех продаваемых в России товаров для детей только 15-20% - отечественного происхождения, пока структура розничной цены продуктов питания дается средней формулой 20x80 (20% - производителю, 80% - посредникам-сетевикам).

Для решения этого круга проблем необходимо:

- принятие жестких государственных мер по обеспечению прямого рыночного контакта между массовым отечественным производителем и массовым отечественным потребителем;
- государственные вложения в развитие доступной для массового производителя инфраструктуры хранения, переработки и доставки товара конечному потребителю.

Предлагается:

5.1. Подкрепленное законом развитие сельхозкооперации (вспомним опыт столыпинских реформ), включая федеральные государственные меры, поощряющие и стимулирующие создание кооперативных рынков; также внесение изменений в законодательство в части обеспечения доступа к участию в торгах при размещении государственного и муниципального заказа на сельскохозяйственную продукцию преимущественно сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе с/х кооперативов.

5.2. Создание при органах социальной защиты населения региональных сетей социальных продовольственных магазинов, снабжаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, минуя «сетевиков».

Введение для нуждающихся категорий населения «продовольственной электронной карты», дающей право получения либо приобретения по льготной цене продуктов питания на фиксированную месячную сумму.

5.3. Реализация целевых госпрограмм создания межрегиональных крупно-оптовых и мелкооптовых торгово-закупочных баз, логистических центров и транспортных путей, в том числе вблизи Москвы и других мегаполисов, - с обеспечением прямого доступа к закупкам на этих базам малого торгового бизнеса, предприятий общественного питания.

5.4. Принятие пакета жестких антимонопольных и антикоррупционных мер – в первую очередь изменений в УК РФ, устанавливающих, следуя мировому опыту, что картельные ценовые сговоры и монопольные захваты рынков, равно как участие должностных лиц в этих деяниях, являются особо тяжкими уголовными преступлениями.

В целях поддержки и поощрения многодетности:

5.5. Установить законодательно, что воспитание детей в многодетной семье включается в трудовой стаж.

5.6. Исходя из того, что сегодня главная угроза безопасности и даже существованию России – демографическая, приравнять многодетных родителей к Защитникам Отечества, снизив пенсионный возраст многодетных родителей (одного из них) до 45 лет.

6. Общедоступная спортивно-досуговая деятельность детей и молодежи.

Главные проблемы в этой сфере: законодательное отстранение субъектов РФ от поддержки учреждений дополнительного образования; развал спортивно-досуговой деятельности по месту жительства; коммерциализация, лишившая досуга большинство детского населения России.

Некоторые рекомендации Общественной палаты РФ в этой сфере:

6.1. Внести изменения в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части передачи финансовой ответственности за организацию предоставления дополнительного образования с муниципального района и городского округа бюджетам субъектов Российской Федерации. Также в проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внести изменения, предусматривающие, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится и «финансовое обеспечение государственных гарантий гражданам на получение дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования».

Правительству Российской Федерации:

6.2. Разработать целевую программу в сфере дополнительного образования детей и молодежной политики, предусматривающую:

- меры по повышению заработной платы работников системы дополнительного образования в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики;

- повсеместное обеспечение общеобразовательных организаций (школ) материально-техническим ресурсом дополнительного образования (лыжи, коньки, хоккейные площадки, футбольные поля и т.п.);

- строительство полноценных детско-юношеских спортивных школ, домов молодежи, спортивных комплексов в каждом муниципальном образовании и создание материально-технической базы для организации содержательного досуга и развития творчества детей и молодежи на местах;

- включение в Национальный проект «Образование» в качестве значимой компоненты федеральной поддержки модернизации и оснащения учреждений дополнительного образования.

6.3. Поручить Министерству образования и науки РФ:

- в целях создания конкурентной среды, преодоления ведомственного монополизма в сфере предоставления дополнительного образования и привлечения в эту сферу общественных социально-значимых некоммерческих инициатив разработать нормативную базу системы именных сертификатов (целевых потребительских субсидий физическому лицу) дополнительного образования для детей от 5 до 17 лет на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования;

- исключить из числа критериев успешности деятельности общеобразовательной организации показатель спортивных побед учащихся; включить в число критериев успешности деятельности школы показатель степени охвата учащихся спортивно-оздоровительной деятельностью.

6.4. Поручить Министерству регионального развития РФ:

- установить, что важнейшим показателем благоустройства территории должно быть наличие материально-технического и кадрового обеспечения организации досуга и творчества детей и молодежи по месту жительства;

- дополнить перечень должностей служащих, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, должностью «Педагог-организатор воспитательной, оздоровительной, досугово-спортивной работы по месту жительства»;

- установить размер (1-2%) отчислений от оплаты услуг ЖКХ на организацию культурно-воспитательной и досугово-спортивной работы;

- включить в «Национальный стандарт благоустройства» и в «Методические рекомендации по благоустройству территорий муниципальных образований» нормативы площади встроенных (пристроенных) помещений, необходимых для размещения в объектах недвижимого имущества, в том числе непосредственно в жилых домах, объектов социального назначения: детских, подростковых и молодежных клубов, помещений для организации спортивной, кружковой работы;

- включить в «Национальный стандарт благоустройства» обязательность создания на территории муниципальных образований спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых комплексов для детей и молодежи, включая спортивные площадки во дворах, детско-юношеские летние лагеря. (См.
подробнее).
 
 
- Борис Львович Альтшулер,
Президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка»,
 


 
  • Общественная палата Российской Федерации: «ДВОЙНОЙ УДАР» ПО БЕДНОСТИ
  • О системе защиты детства и семьи в Российской Федерации. Первоочередные мер ...
  • ОПРФ: «Проблемы бедности и трудовые отношения в контексте семьи и детства»
  • Благоприятное «социальное пространство» для семьи, детей и молодежи: как ег ...
  • ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Предложения к заседанию Государственного совета по вопросам государственной ...
  • 5 канал, Открытая студия, Квартирный тупик: «Где жить?» (видеоархив передач ...
  • Бедность, жилье, «демографическая эвтаназия» России
  • Найден способ решения жилищной проблемы россиян в масштабах страны в срок м ...
  • Наш "особый путь": власть сама назначает себе общественных контролеров
  • Заявление РОО «Право ребенка», Борис Львович Альтшулер
  • Итоговое заседание Комиссии ОП РФ IV состава по социальной политике
  • В Общественной палате обсуждали концепцию национального плана
  • Россия воюет с матерями-героинями и с малолетними детьми
  •  
     
     (голосов: 2)
    Главная  Комментарии (0)  Распечатать
     
    Добавление комментария
       
     


    Служба спасения

    Создан сайт, который призван помочь многодетным семьям

    Союз уязвимых. Сообщество бездомных многодетных семей