Многодетные бездомные матери России просят о помощиМногодетные бездомные семьи
Главная | Декларация прав человека | Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | ОПРФ: выход из жилищного тупика
 
SOS.Нужна поддержка общественности

Бесплатная
консультация юриста
Вид консультации:

Регион:

Имя:

Ваш телефон: (можно сотовый)

Ваш вопрос (можно кратко)



ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ: ДЕТИ - НА УЛИЦУ !

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ?

Мерекина Любовь, многодетная мать

Любой человек, стремящийся вырваться из исторического контекста Родины, который определяет его поведение или выносит ему приговор, испытывает естественное желание удалиться от привычного, обыденного места своего проживания. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что всякий, даже самый оседлый человек — потенциальный эмигрант. В каждом из нас живет ненасытное желание покорять неведомые пространства — неважно, географические или мыслительные — присваивать чужие земли, чужую культуру и понятия; желание — основа любой эмиграции. У истоков эмиграции всегда стоит решение отдельной личности или семьи, вызванное той неудовлетворенностью, какая возникает у человека вместе с чувством отчуждения от пространства своей повседневной жизни.

Всякий человек втайне лелеет мечту, или утопию, о земле обетованной, о месте, где ничто не помешает ему стать таким, каков он есть или каким себя считает, и развивать без помех свою личную и культурную идентичность. Судя по всему, человек может вообразить себя счастливым лишь "там, где его нет" — гласит же поговорка, что "несть пророка в своем отечестве".

Однако, почти все миграционные движения вызваны прежде всего бедностью и притеснениями.   "Чем больше мы терпим лишений, тем больше у нас желаний",— напоминает Эрнст Блох, ссылаясь на постоянную мечту человечества "возвести небеса на земле". Притеснять человека могут и родная деревня, и жесткие семейные традиции, и тирания политической системы или религиозный догматизм. Неудивительно поэтому, что миграциям подвержены "наиболее бедные, незащищенные и эксплуатируемые социальные группы"; наряду с ними ЮНЕСКО особо выделяет тех, кто "эмигрировал по причинам политического характера".   Следует, однако, различать эмигрантов и беженцев. Эмигрант более или менее свободно делает ставку на землю обетованную, избранную им самим. Беженец же вынужден искать место для укрытия, чтобы избежать голода, преследований, тюрьмы или смерти: у него нет иной альтернативы. Первый жаждет обрести иное будущее; второй должен бежать от прошлого — свидетеля краха его собственной социальной утопии. Как следствие, они по-разному будут воспринимать новое место, куда прибывают: для эмигранта это будет земля обетованная, новая родина, для беженца — земля, давшая ему приют, временное пристанище. Однако предугадать, как будет развиваться реальность, бывает не всегда легко.   Нашествие беженцев из охваченных волнениями арабских стран стало для единой Европы второй по остроте проблемой после экономического кризиса. Противоречия между Италией, куда в первую очередь прибывают беженцы, и Франции с Германией, где они хотели бы осесть, продолжают обостряться. Планируемые Евросоюзом меры могут лишь немного уменьшить, но далеко не остановить поток хлынувших в Европу мигрантов. Политики и эксперты предупреждают о предстоящем "исходе библейского масштаба". Правые радикалы еще активнее заговорили о скорой гибели европейской цивилизации.
"Человеческим цунами" назвал наплыв беженцев из охваченных революциями стран Северной Африки премьер Италии Сильвио Берлускони. Причины для беспокойства у него действительно есть: именно Италия в силу своего географического положения приняла на себя главный удар волны нелегальных иммигрантов из Туниса, Египта, Ливии и других африканских стран. К одному только крохотному островку Лампедуза, чье население в обычное время не превышает 5 тыс. человек, с января этого года причалило более 30 тыс. беженцев. Глава МВД Италии Роберто Марони уверен, что это только начало. "Мы на пороге исхода библейского масштаба",— заявил он.
Для большинства нелегалов из Северной Африки Апеннинский полуостров, однако, не является конечной целью. По данным итальянских властей, лишь 3-4 тыс. мигрантов, сорванных со своих мест беспокойной "арабской весной", являются собственно беженцами. Ими можно считать ливийцев, бегущих от гражданской войны, а также выходцев из Чада, Мали и Нигера, ранее проживавших в той же Ливии. Последним сейчас особенно опасно находиться в Ливии — повстанцы могут принять их за наемников Муамара Каддафи и линчевать. Основную же часть мигрантов составляют молодые тунисцы, воспользовавшиеся моментом, чтобы поискать лучшую долю в Европе, прежде всего во Франции, где у многих из них есть родственники и друзья.
Ломоносов, сбежал из дома учиться в Москву, оттуда в Голландию – не на академическую стипендию, а на собственный страх и риск, из Гааги - по крайней бедности пешком - добрался
Понаехали тут
«В мире не осталось свободных пустынь. Даже в Сахаре нашлось какое-то гражданское общество, и они, нам в укор, требуют своей пустынной автономии. Некуда увести российский народ. По ливийской пустыне бегают противники и сторонники Каддафи, то противники от сторонников, то сторонники от противников, а натовцы летают над ними, как боги.» - Валерия Наводворская.
Так что же происходит в Ливии? С Каддафи все ясно. Воздайте диктатору диктаторово - то есть Гаагу. И Лукашенко - в соседнюю камеру. И, как всегда, два пишем, а один в уме. То есть камеру стоит приберечь и для Путина, просьба не занимать, абонировано. Если, конечно, у нас создастся когда-нибудь гражданское общество и забегает по нашей постсоветской пустыне. А пока у нас в столице на главной площади стоит пирамида Хеопса, и не просто Хеопса, а Хеопса в кубе по масштабу злодеяний, и чем мы не Египет? Только Древний Египет, без жасминовых революций. Когда были "рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить" (Мандельштам).
Натовцы оказались в интересном положении. Гражданское население Ливии, в состав которого, судя по телерепортажам, попали не только дети, женщины и старики, но и вполне здоровые молодые мужчины, сомкнутыми рядами рвануло на остров Лампедуза, так что итальянцы не знают, куда это население девать, а французы уже повесили на границе замок, покрытый скорее ржавчиной, чем гречневой кашей. Конечно, чем спасать и строить свое государство, проще бежать просить подаяния в чужой, требуя при этом полного сервиса. А кто будет за них революцию делать - натовцы? Кто будет Каддафи свергать кроме кучки повстанцев? Сильные молодые мужчины, которые бегут от проблем своей страны и своего собственного диктатора, предлагая Западу воевать за их свободу вместо них, не вызывают у меня сочувствия, и на месте итальянцев я бы этих паразитов отсеивала еще у трапа судна, отправляя обратно сражаться против Каддафи.
Становится понятно, кто такие натовцы. Это гастарбайтеры, делающие всю работу за малодушных (ливийцев, афганцев, иракцев, вьетнамцев, кубинцев, сербов и прочая). Но гастарбайтеры хотя бы получают плату, кормят свои семьи, меняют свои бедные отсталые страны на более богатые и просвещенные, живут в комфорте, впитывают культуру. А что получают натовцы? Свинцовые гробы и проклятия в свой адрес? Денег им не платят, наоборот, они кормят, лечат и просвещают, тратятся на оружие для бедных революционеров, оставляют на родине семьи, получающие похоронки, и свою хорошую жизнь меняют на палатки и окопы. Есть международные законы, защищающие беженцев и переселенцев, но нет никакой защиты для натовцев, несчастных гастарбайтеров человечества.
ООН - плохой работодатель. Если мэры городов требуют чистоты, то они хотя бы разрешают дворникам использовать против грязи и снега со льдом лопату, метлу, лом, песочек и соль. А здесь: чистоту (то есть прекращение войны и защиту страдающего от Каддафи народа) обеспечьте, а метлы и лопаты (то есть наземной операции) вам не будет. А без гастарбайтеров никак нельзя: раз вы не хотите сами мести свои улицы, строить свои дома, работать на своих заводах - терпите гастарбайтеров. Таджиков, узбеков, турок, украинцев. И натовцев терпите, раз не хотите сами заниматься своими талибами, своим Милошевичем, своим Саддамом Хусейном, своим Каддафи. Сколько десятилетий страдают кубинцы из-за того, что в шестидесятые прогнали американцев из залива Кончинос?
Я думаю, что пора натовцам рассматривать себя как волонтеров, а не как гастарбайтеров и не ждать, когда их наймут. Все равно скажут: "Поналетали тут..." Не стоит ждать резолюции ООН. Рональд Рейган не ждал, Билл Клинтон и Джордж Буш, спасая Югославию, Ирак и Грузию, не ждали тоже. Не стоит ли позвать "Моссад", чтобы они выкрали этого Каддафи, отволокли в Гаагу, и на этом окончится кровопролитие? Пора считать шаг в сторону от Декларации прав человека и Пакта о гражданских и политических правах беспределом, и если предупреждения и санкции не действуют, то пусть натовский конвой открывает огонь.
А если вернуться к роману Стругацких, то натовцы-боги не должны хоронить Киру, книжников и терпеть Дона Рэбу в этом чертовом Арканаре. Антон был прав - как человек. И пусть прав о. Яков Кротов: мы плохие христиане. Спаситель не защищался. Первые христиане не защищались. Значит ли это, что надо было не сопротивляться Гитлеру? И если стоит дилемма: убить эсэсовцев или терпеть Холокост, то, по-моему, честнее убить эсэсовцев. Иначе нам придется признать советских людей праведниками, потому что они терпели Ленина, Сталина, Брежнева и Андропова. Мы не должны приравнивать христианство к безответственности, пассивности и капитулянтству. Может быть, стоит перестать наконец молиться за своих врагов и начать активно молиться, в том числе и силой, за своих друзей? За китайских узников совести и за жертв тоталитаризма на всей планете. Обама, может быть, и спасет свою душу, но кому она нужна, если из-за его слабости и нерешительности злодеи станут диктовать свои законы человечеству, и погибнут еще сотни тысяч невинных, пока НАТО ждет резолюцию ООН. Христианин обязан оставаться человеком. И рисковать личным, эгоистическим спасением своей собственной души.
Валерия Новодворская
Начнём по порядку
У Вас возникли проблемы на Родине, Вы столкнулись с несправедливостью или насилием, Вы не хотите, не желаете и не можете более оставаться там, где Вы ранее жили. Вы вынуждены и хотите как можно скорее покинуть родные места в поисках безопасной, спокойной, экономически развитой, гуманной и цивилизованной территории для Вас и Ваших детей. Это - непростое решение, сопряженное с множеством возникающих вопросов.   Чем грозит иммиграция во Францию   Итак, Вы приехали во Францию:
В первую очередь Вам выделяется жилье, это либо номер в отеле, либо комната в общежитии, где будут обязательно кухня, душ, туалет. Количество комнат зависит от состава семьи. Можно получить сразу и отдельную квартиру, всё зависит от региона. На период 2-3 месяца, необходимый для оформления социального пособия (в размере 300 евро на человека), вы получаете либо бесплатные продукты, либо деньги на их приобретение. То есть голодными и на улице вы не останетесь никогда. Подлинный гуманизм и забота о каждом человеке - это главное отличие Франции от России и других стран СНГ. К Вам прикрепляется государственный социальный работник, функция которого - это помощь Вам во всех возникающих бытовых и социальных вопросах. Он всегда вежлив и любезен. Например, если у Вас проблемы с одеждой и обувью, то социальный работник отправляется с Вами в магазин и приобретает всё необходимое на специально выделяемые государством средства.
Теперь об языке, образовании и детях :
Взрослым практически сразу предоставляются бесплатные курсы французского языка. Ваши дети с первых дней начинают ходить в школу или детский сад. С языком дети справляются очень быстро, если детский сад, то на 2-ой неделе уже могут объясняться со своими сверстниками и дружить. Для нас, русских, удивительно то, что с рождения к ребёнку во Франции относятся как к личности, с уважением и любовью, поэтому и дети очень любезны и уважительны ко всем. На лицах детей всегда светится улыбка. Русские дети быстро адаптируются в той среде, потому что и от детей и от взрослых исходит много тепла, чего так не хватает нашим детям в России. В Рождество ни один ребёнок не остаётся без ценного рождественского подарка от мэрии! Детские каникулы во Франции - это особая статья! В течение учебного года их гораздо больше, чем в России и, как правило, каждый ребёнок обеспечивается организованным отдыхом абсолютно бесплатно за счёт мэрии. Это может быть отдых на море, на океане, в горах. В горах дети отдыхают как летом, так и зимой, например, катаются на лыжах в Альпах. Выезжают на отдых и в другие европейские страны. Во Франции очень развит детский спорт, все виды спорта организованы в клубы. Каждый ребёнок обязан иметь лицензию спортивной федерации Франции (это обходится около 12 евро в год), по этой лицензии выдаётся медицинская спортивная страховка, с этой страховкой детей обслуживают в госпитале без очереди и, как правило, с очень дорогими медикаментами. Все расходы берёт на себя спортивная федерация того вида спорта, которым занимается ребёнок. И, конечно же, всё это бесплатно, в том числе выдаётся спортивная форма. Русские дети, как правило, учатся хорошо, потому что система образования совсем другая, более мягкая и интересная, дети впервые встречаются с тем, что в школе учителя их уважают как личностей и относятся ко всем ученикам одинаково. Дети из России, как правило, с нетерпением ждут понедельника, чтоб опять идти в школу, там они находятся весь день с 8-30 и до 17-00 с 2-х часовым перерывом на обед и отдых, выходные в начальной школе не только суббота и воскресенье, но ещё и среда. Один раз в неделю ученик вместе с классом ездит на интересную познавательную экскурсию совершенно бесплатно. В августе, перед началом учебного года, Ваш ребёнок получит от мэрии 250 евро на одежду и обувь, а тетради, учебники, ручки, карандаши, фломастеры, линейки и всё, что необходимо для учёбы, им выдаст школа. Общее образование продолжается 12 лет и организовано следующим образом: с 6 до 12 лет - начальная школа, с 12 до 16 лет - колледж, с 16 до 18 лет - лицей. Лицей ребенок выбирает по специальности, которую хочет получить. Окончив лицей, дети получают диплом по специальности и 1 бак (бакалавр), что в России получают студенты только на 3-ем курсе. Дети, которые после лицея хотят продолжить своё образование в университете, выбирают специальный лицей, ориентированный на дальнейшее продолжение образования. Всё образование во Франции бесплатное. Студенты с 16 лет имеют право работать и жить отдельно от родителей, в этом им помогают социальные службы. Благодаря такой системе, подростки рано становятся самостоятельными.
Теперь немного о французской медицине:
Каждый человек, находящийся на территории Франции в стадии рассмотрения прошения о предоставлении убежища, либо уже получивший статус, имеет право на квалифицированную медицинскую помощь. Медицинское обслуживание (включая стоматологию), как и все необходимые медикаменты, препараты, техника (включая очки, костыли и пр.), однозначно будет бесплатным. Небольшой эпизод, который невозможно представить в России: на утро назначен обычный амбулаторный анализ крови натощак, иммигрант сдаёт анализ, и его приглашают пройти в соседнюю комнату, где его ожидает заранее накрытый стол с вкусным завтраком, состоящим из салата, мяса с гарниром, фруктов и кофе. Где Вы видели такую заботу о человеке? Если у Вас проблемы со здоровьем, и Вы нуждаетесь в лечении, то об этом необходимо сообщить сразу после обращения предоставить убежище. Квалифицированные помощь и лечение будут предоставлены незамедлительно и совершенно бесплатно. Особенно это касается беременных, онкологических больных, с гепатитом, астматики, с сахарным диабетом. Люди с хроническими заболеваниями и инвалиды, как правило, получают вид на жительство по социальным основаниям, т.е. по болезни. Что касается инвалидов - это отдельная тема. Государство обеспечивает инвалида полностью всем необходимым, включая бесплатное жильё и автомобиль, специально изготавливаемый с учётом его индивидуальных проблем. Если он не может ходить, то медицинское обслуживание предоставляется на дому, если необходима доставка в мед. учреждение, например, для прохождения обследования или процедур, то предоставляется специальный транспорт с водителем непосредственно для этих целей. Также на дом доставляются продукты, лекарства и всё необходимое для жизни. Как только Вы будете трудоустроены, то каждый Ваш визит к врачу будет оплачиваться с Вашей кредитной карты. В среднем, визит к врачу стоит 20 евро. Но! Страховая медицинская компания возвращает на Ваш банковский счёт 75% из того, что было затрачено. Точно такая же система для работающих и с приобретением лекарств в аптеке по рецепту врача. Если же Вам, не дай Бог, потребовалось дорогостоящее лечение или операция, то обратившись в социальную службу, вы получите полную компенсацию.
Теперь немного о родах во Франции:
Женщины, которые уже имеют одного ребенка и рожают следующего во Франции, как правило, на втором ребёнке не останавливаются. Память родов в России стирается как страшный сон. Во Франции сегодня применяются современные методы ведения родов и обезболивания, благодаря которым у женщины остаются весьма приятные воспоминания о процессе, а не воспоминания о боли, бесправии, унижении и беспомощности, как в России. Каждая роженица располагается в отдельной палате, оборудованной всем необходимым, и от неё не отходят весь период родов врач и медсестра, внимательные, вежливые и заинтересованные в том, чтобы роженица и ребёнок были в полной безопасности и комфорте. Стоит ли напоминать, что это тоже бесплатно? Теперь немного о пенсиях, квартирах, денежных пособиях, кредитах, профессиональной подготовке и бизнесе во Франции: Женщины, которые уже имеют статус, с 4-го месяца беременности начинают получать деньги на будущего ребёнка около 400 евро в месяц. На предыдущих детей они также получают денежное пособие по 150 евро в месяц. Более того, женщина, родившая троих детей, считается уже заработавшей пенсию. Она может посвятить себя полностью воспитанию детей и не заботиться о получении трудового стажа. По факту получения статуса, если Вы не работаете, Вам назначается государственное пособие в размере 600 евро на каждого члена семьи. Для иммигранта достаточно проработать во Франции 5 лет, чтобы получить право на французскую пенсию, уровень которой зависит от зарплаты, которую Вы получали. Минимальная зарплата во Франции 1200 евро, а минимальная пенсия 700 евро в месяц. Семья, получившая статус, имеет право выбрать для проживания по собственному желанию любой регион Франции и сразу абсолютно бесплатно получает квартиру в выбранном регионе из расчёта 1 спальня на каждого члена семьи. Также на приобретение мебели и бытовой техники выделяется беспроцентный кредит. Если Вы получили ВНЖ, но у Вас нет специальности, то государство предоставляет Вам бесплатное обучение выбранной профессии и выплачивает стипендию в размере от 300 до 600 евро в месяц на период обучения. Если Вы захотите организовать во Франции свой бизнес, то мэрия бесплатно оформит все необходимые документы, как индивидуальному предпринимателю, так и фирме (аналог нашего «ООО») и также бесплатно предоставит бизнес-план. Первые два года существования Ваша фирма освобождена от налогов.
Теперь немного про развлечения во Франции:
Во Франции есть не только всемирно известный Диснейленд, но и парк намного интереснее и больше, это Остерикс и Обеликс парк, который с удовольствием посещают не только дети и молодежь, но и взрослые. Также в Париже есть самый большой аквапарк в Европе «Аквабульвар», в котором круглый год можно интересно и с пользой для здоровья проводить время с 9 до 21 часа хоть каждый день, оплатив за семейный абонемент на год всего лишь 70 евро. На коньках можно кататься круглый год на множестве ледовых катков, которые расположены, как правило, в непосредственной близости от бассейнов. В Рождество организуются бесплатные катки около каждой мэрии. Даже в знаменитом парижском Лувре ежемесячно выделяется день для бесплатного посещения.
Немого о французских нравах:
Ни на улице, ни в одном учреждении Вы не встретитесь с грубостью, хамством, обманом и отказом в помощи, к чему мы, к сожалению, привыкли в России. Вежливость, внимательность и желание помочь - это отличительные качества французских чиновников и просто граждан. Такого же вежливого поведения, абсолютно необходимого для интеграции во французское общество, они ожидают и от иммигрантов. Французское государство делает всё возможное для своих граждан, оказывает всестороннюю помощь и поддержку, оно функционирует для человека, а не против него. Права человека во Франции - это не пустой звук, а отлаженная система, основанная на законности и уважению к человеку. Не стоит забывать, что деньги, на которые Франция оказывает всестороннюю помощь иммигрантам, - это деньги французских налогоплательщиков. Пожалуйста, уважайте эту страну и этих людей! Для человека из России и стран СНГ многое из вышесказанного кажется фантастикой , но это факты из жизни во Франции.  
Video shows French police dragging pregnant women and children along ground
A video showing an immigrant pregnant women and children being dragged along the ground by police has provoked outrage across France.


By Peter Allen in Paris
9:34PM BST 02 Aug 2010
The footage – which shows the officers trying to get rid of African squatters from a Paris housing estate – shows at least one woman fainting and young children screaming. All were being targeted by officers from the elite CRS riot squad, who were armed and wearing body armour. No female police were involved, and there was no medical assistance on hand. The emergence of the video, filmed on July 21st, comes at the worst possible time for French President Nicolas Sarkozy. He is currently trying to get rid of thousands of unwanted immigrants to his country, including gipsies and foreign criminals.
Как правило, эмиграция является единственным способом уйти от заранее предуготованной судьбы, единственной возможностью обрести иную жизнь, не задаваясь тяжкой и мучительной целью — разрушить жизнь существующую. Эмиграция позволяет возродиться, стать иным в той далекой "инаковости", что расположена по другую сторону границы. Новое пространство может стать пристанищем и приютом для лиц, подвергающихся разного рода преследованиям или лишениям.
И все же решение эмигрировать в любом случае требует значительного мужества — это не раз подчеркивали эссеисты и поэты:
Нет ничего более поразительного, чем решение эмигрировать, когда годами копившиеся чувства и размышления, в конечном счете побуждают семью распрощаться с тем сообществом, в лоне которого она жила столетиями, разорвать прежние связи и, покинув привычные места, устремиться через грозные моря к неведомой земле1.
Нужно устремиться в тот "черный безбрежный океан, / безмерный, без длины, без ширины, без глубины, где теряются / время и пространство", о котором поет Мильтон. Нужно подавить глубокую тоску всех отъезжающих— "месть" родного дома, которому "всегда не хочется, чтобы его покидали"2, и найти в себе мужество, выраженное в стихах Росалии де Кастро3*: "Смелее, друзья! Вся земля принадлежит людям! Смелее! Уезжающим помогает Бог"4.
Чтобы найти в себе это мужество, эмигрант все надежды возлагает на страну, на которую сделал ставку — как если бы вера в нее могла помочь ему убедить себя в том, что принято продуманное и взвешенное решение.
1 Kennedy J.F. A nation of immigrants. New York, Harper and Row,
1964, p. 4. Сам Кеннеди был внуком эмигрантов.
2Fernandez Moreno Baldomero. Adios — J. Salvador y Conde. El libro
de los viajes, Madrid, Studium, 1970.
3* Росалия де Кастро (1837-1885) — испанская поэтесса.
4 Castro Rosalia de. Obra poetica. Madrid, Espasa Calpe, 1963, p. 126.94
Карлос Рама писал в этой связи:
Все говорило о том, что в Америке придется вести борьбу с непокорной природой, преодолевать лишения и нищету, но зато верилось, что там можно обрести свободу, какой не знала Европа,— и не только в сфере государственных решений (то были последние годы существования Священного Союза), но и во всех сферах жизни, опыта, во всех практических инициативах, реализуемых на уровне мелких социальных групп. Казалось, что идеи совместной собственности на средства производства, коммунистического распределения в области потребления или свободной любви (мы приводим лишь отдельные примеры) легче осуществить в безлюдных землях Америки, чем в косном европейском мире, подчиненном социальному контролю1.
"Начать все с нуля, вдали отсюда"
"Мы едем в страну будущего, поистине в землю обетованную",— утверждали эмигранты, отплывая в Канаду, Соединенные Штаты, Аргентину или Бразилию. Иногда их безмерная надежда коренилась в религии: вспомним описанный в Библии исход еврейского народа или эсхатологический импульс, присущий процессу колонизации Соединенных Штатов2.
Стремление "начать все с нуля, вдали отсюда" послужило точкой отсчета и стимулом для идеализации американского пространства. Мирче Элиаде в "Ностальгии об истоках" (La nostalgie desorigines, Paris, Gallimard, 1971) исследует эсхатологическое измерение процесса колонизации Нового Света. В том же русле написаны труды Чарлза Л. Стэнфорда (Stanford Charles L. The quest for Paradise.
Urbane, University of Chicago Press, 1961) и Джорджа Г. Уильямса{Williams George H. Wilderness and Paradise in Christian Thought.
Harvard University Press, New York, 1962), посвященные анализу религиозного смысла того поступательного движения на Запад, которое началось в Синайской пустыне.95
Америка — это "пространство реально возможного". Эмиграция в Новый Свет станет воплощением надежды реализовать это возможное. Томас Пейн1* в 1776 г. утверждал:
Нет на земле места столь же счастливого, как Америка. Так расположена она, что находится вдалеке от всех ссор мира. Кто бы ни пришел в нее, это будет только ее началом2.
Та же схема — возможность начать все сначала на новом месте — неизбежно стимулировала идеализацию американского пространства и со стороны эмигранта, направляющегося в Латинскую Америку. Как писал Хулио Мафуд, Америка являла собой противоположность реальности их жизни; она — обетование иного мира. С одной стороны, эмиграция была кратчайшим путем к преуспеянию, с другой,— единственным способом избавиться от гнетущей нищеты. Только что открытый новый мир не имел в их сознании ни реальной формы, ни реальной структуры. Он был каким-то невероятным земным простором, полным возможностей
3.И однако это "начало" нельзя отнести к области чистой импровизации. Так или иначе все стремятся найти в Америке то, что утратили в Европе: земля обещанная, "обетованная" в будущем, в значительной мере питается прошлым.
Две эти составляющие вполне очевидны при эмиграции в Америку европейцев: с одной стороны, бегство от реальности, от угнетения и нищеты или даже преследований в иные, идеализированные пространства (страна Кокань, земля обетованная), с другой — стремление построить на иной территории новую реальность, внутренне критичную по отношению к предшествующей (поскольку она предстает реальностью альтернативной).
1* Томас Пейн (1737-1809)— просветитель, участник Войны за независимость в Северной Америке и Великой французской революции.
2* Цит. по: Boorstin Daniel J. The exploring spirit: America, the World then, now. New York, Random House, 1976, p. 89.3* Mafud Julio. El desarraigo del inmigrante — Dardo Cuneo. Inmigraciony nacionalidad. Buenos Aires, Paidos, 1967, p. 65.
Таким образом, пространственная утопия всегда привязана к некоей территории, которая поддается идеализации в силу своей удаленности или же недостаточной осведомленности о ней. Для деревенского жителя, подавленного феодальной эксплуатацией, эту территорию будет воплощать столица— "огни большого города", которые во все времена и почти во всех странах вызывали мощные внутренние миграции.
Таковы крестьяне Северо-востока Бразилии, уверенные, что просто одолев пустыню, они смогут оставить далеко позади нищету и голод: мираж Эльдорадо влечет их в ранних романах Жоржи Амаду. И наоборот, современный урбанистический кризис способствовал "возврату к земле" и снова придал ценность "аркадийской" жизни в коммунах как образу, противостоящему экологическим бедствиям и социальной деградации в крупных городах. Об этом явлении свидетельствуют американские "экоутопии" и ряд недавних экспериментов в Латинской Америке.
Мифологизация земли обетованной была зачастую наивной. Эмигранты-американцы пели о bigrockcandymountains["высоких скалистых леденцовых горах"], где "не нужны новые башмаки" и можно плыть на каноэ по "озеру виски"1. На свой лад они лишь воспроизводили образ всех тех стран изобилия— страны Кокань, Любберланда, Эль Бигуди и т.д., — что населяли в средние века лихорадочное воображение изголодавшихся европейских крестьян.
1 Ward Colin. Utopia. London, Penguin Education Book, 1974. Автор цитирует текст песни "The big rock candy mountains" (p. 10), согласно которой "the sun shines every day" ["каждый день сияет солнце"] и "you sleep all day" ["ты целый день спишь"] у подножия "the cigarette trees" ["сигаретных деревьев"], подле "sodawater fountains" ["источников содовой воды"] и "the lemonade springs" ["лимонадных родников"], и ландшафт вокруг простирается вплоть до "the lake of stew, and whisky, too" ["озера с тушеным мясом вместе с виски"].97
Для сравнения:
Во Франции, стране с самой высокой рождаемостью в континентальной Европе, существует государственная программа «Большая семья», которая адресована многодетным семьям. Эта программа существует с 1921 года и в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости предлагает многодетным семьям субсидирование и льготы. Многодетным семьям предоставляются налоговые льготы. Каждый следующий ребенок уменьшает налогооблагаемую базу, так что семьи с четырьмя детьми практически вообще не платят налогов. Распространяется льгота на всех граждан вне зависимости от достатка, даже на миллионеров.
В Германии в многодетных семьях за рождение каждого ребенка мать получает дополнительный налоговый бонус. Право на получение детского пособия имеют все граждане Германии, имеющие детей, проживающих совместно с ними: это 154 евро на ребенка (если их в семье до трех человек) и 179 евро - на каждого последующего.
В Швеции многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. При этом если заработная плата родителей не достигает прожиточного минимума, то многодетной семье начисляется дополнительное пособие для оплаты жилья, детских дошкольных учреждений или специальных талонов на продукты питания.
В Финляндии многодетным семьям, а также матерям или отцам-одиночкам не предоставляется каких-либо льгот, например. Однако выдаются различные пособия. Например, так называемый пакет для новорожденного, который государство дарит всем рождающимся в Финляндии женщинам, независимо от их гражданства. Этот «пакет» содержит все, что требуется новорожденному в течение первого года жизни. Общая стоимость такого «пакета» - несколько сотен евро.
В Польше до недавнего времени право на специальное пособие имели все многодетные семьи, в которых было трое и более детей. Теперь же введен специальный критерий: пособие по многодетности можно получить лишь в том случае, если доход на каждого члена семьи составляет в пересчете менее 125 долларов в месяц. Если же в семье есть ребенок-инвалид и один из родителей не работает, а занят лишь уходом за этим ребенком, это пособие увеличивается вдвое.
В Чехии к льготам относится снижение пенсионного возраста для матерей: каждый рожденный ребенок уменьшает на год возраст её выхода на пенсию.